Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№12 (155), ДЕКАБРЬ 2018
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
11.02.2019
Тревел-провайдер Airlife успішно пройшов сертифікацію підключення NDC (New Distribution Capacity) Lufthansa Group до власного IT-рішення OverSky, яким користуються понад 2500 турагенцій по всій Україні для бронювання авіаквитків та готелів.
08.02.2019
90% всіх рейсів авіаперевізника виконувались вчасно, за виключення тих, де затримка була спричинена страйком співробітників аеропортів (близько 2900 рейсів або 5%). Аналогічний показник пунктуальності минулого року склав 91%.
06.02.2019
Мережа готелів Premier Hotels and Resorts однією з перших в Україні отримала сертифікат QSC та визнана China Friendly Сертифікат QSC є гарантією найбільш комфортного перебування гостей з Китаю.
04.02.2019
За даними Міністерства культури та туризму Турецької Республіки кількість українських туристів не лише продовжує стабільно зростати, але рік за роком досягає рекордних показників.
02.02.2019
Консорціум досліджень сталої біоенергетики (SBRC), оголосив про перший у світі комерційний рейс з використанням стійкого палива локального виробництва. Політ Ethihad Airways з Абу Дабі до Амстердаму відбувся 16 січня на Boeing 787 з двигунами GEnx-1B
ПЛЯЖ... НЕ ДЛЯ ВСЕХ Печать
Пляж является территорией государственной и любой гражданин может ее посещать
Пляжный сезон в разгаре. Многие туристы ринулись на основные морские курорты -- так положено. Однако большинство из них столкнется с проблемой -- платить за вход на пляж и отдыхать более-менее цивилизованно или не платить и отдыхать в условиях дикой природы? В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Для начала -- небольшие рассуждения. Многие граждане считают, что в Украине есть пляжи государственные, арендованные и частные. На самом деле это не совсем так -- частных пляжей не существует (почему -- чуть ниже). Если пляж является территорией государственной, это означает, что любой гражданин может свободно ее посещать. Но почему тогда некоторые пляжи закрыты для свободного доступа? Почему туристы, желающие попасть на пляж -- то есть на государственную территорию, -- должны платить деньги?
Хозяева пляжей говорят, что ежегодно они вкладывают сотни тысяч гривен в благоустройство: завозят песок или гальку, убирают мусор, проводят берегоукрепительные работы, устанавливают бюветы и раздевалки. Эти расходы должны быть возмещены…
Чиновники курортных городов говорят, что денег на содержание пляжей в местных бюджетах нет. Поэтому власти вынуждены сдавать пляжи в аренду предпринимателям -- за частный счет они хотя бы опрятный внешний вид имеют. А если с отдыхающего взяли 5-10 гривен, то не беда, ведь эти деньги идут на благоустройство территории и создание рабочих мест.
Многие приморские здравницы (санатории и пансионаты) имеют в своем распоряжении пляжи. На их содержание выделяются немалые деньги, которые включены в цену путевки. Соответственно, говорит администрация здравниц, этими пляжами в первую очередь должны пользоваться «официальные» отдыхающие (ведь они эту услугу уже оплатили), а все остальные -- за наличный расчет.
Недавно в Крыму журналисты местного телеканала провели опрос курортного населения. Так вот, оказалось, что «дикие» курортники воспринимают вышеприведенную логику не всегда. Один из опрошенных резонно заметил: «Когда вы приезжаете к нам в Киев и идете на Крещатик, то денег не платите, хотя тоже едите, мусорите, сидите на лавочке».
Из-за обилия платных и закрытых пляжей территория многих курортных городов напоминает пересеченную местность. Немолодая женщина негодует: «Чтобы добраться до коммунального пляжа, которому отвели малюсенький кусочек у скалы, мне нужно пройти полгорода и обойти пять закрытых пляжей. Приходится обходить, а потом чуть ли не перелазить через забор. Да на каком основании?!».
Говорит молодой человек по имени Евгений: «Интересная деталь: за рубежом -- в Турции, Греции, Албании, Испании -- все пляжи открыты. Да, за некоторыми из них следит администрация конкретного отеля. Но она идет на эти расходы добровольно: хочешь ставить отель на первой прибрежной линии -- тогда за свой счет следи за пляжем. Однако не пускать кого-то к воде -- нонсенс».

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ
Что такое пляж? В Земельном кодексе и в Законе Украины «О землеустройстве» отсутствует определение правового режима пляжных земель. Поэтому такой режим может быть установлен на основе анализа действующего законодательства. В одном умном справочнике написано, что пляж -- это полоса наносов на морском побережье в зоне действия прибойного потока. Лечебные пляжи оборудуются соляриями и аэрариями, используются для солнцелечения.
На Южном берегу Крыма все существующие пляжи были сооружены на государственные средства и находились в государственной собственности. Исходя из этого, пляж как объект незавершенного строительства также должен составлять государственную собственность. А значит -- чисто теоретически! -- пляжи можно приватизировать. Однако ни одной из программ приватизации, ни Законом «О приватизации» пляжи среди объектов приватизации на Украине не упоминаются. Среди объектов незавершенного строительства, подлежащих приватизации, пляжей также нет. Статья 14 Закона Украины «О собственности» не предусматривает приватизацию земельных участков, отведенных под пляжи. Также прямо не предусмотрена в разделе 4 Закона «О собственности» передача пляжей в собственность коллективных собственников (акционерных и хозяйственных обществ).  
И это не случайно. Потому что пляж -- это часть границы. Береговая линия пляжа -- государственная граница, на которую распространяются полномочия Верховной Рады Украины в сфере землеустройства. В соответствии со ст. 22 Закона Украины «О государственной границе» в местах массового отдыха приграничная полоса не устанавливается, что не меняет правового режима контролируемого пограничного района. Кроме того, ст.ст. 60 и 62 Земельного кодекса устанавливают ограничения в виде особого режима прибрежных защитных полос. Особый правовой статус пограничных земель является еще одним доказательством невозможности приватизации земельных участков пляжей. Неудивительно, что в Законе «О собственности» такой объект приватизации отсутствует.
Итак, вывод первый. Пляж не может быть приватизирован. То есть любой отечественный пляж -- это часть территории страны, которая принадлежит всему народу! Однако это положение не запрещает сдавать пляжный земельный участок в аренду…

АРЕНДА
Требования к условиям договора аренды пляжей такие же, как и для других земельных участков, они изложены в ст. 14 Закона Украины «Об аренде земли». Среди обязательных условий договора имеется требование об ограничениях и обременениях при использовании земельного участка. Можно допустить, что такими ограничениями или обременениями могут быть требования свободного доступа граждан на пляж, ограничения или отказа от взимания платы за проход на пляж.
«Отсутствие в договоре аренды обязательных условий, предусмотренных указанной выше статьей Закона, является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды земли, а также признания такого договора недействительным, что означает лишение возможности использования пляжа не по назначению или осуществления какой-либо деятельности на нем», -- полагает научный сотрудник Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец.
Отметим на полях, что переоформление договоров аренды и издание соответствующих руководящих разъяснений со стороны налоговой инспекции привело к тому, что вокруг пляжей выросли мощные заборы, а арендаторы превратились в последовательных и ревностных плательщиков земельного налога. Логика арендаторов проста: раз мы платим земельный налог за эту территорию, значит, на этой территории хозяевами (пусть даже временными) являемся именно мы. Однако, по-моему, уплата земельного налога не является законным основанием для превращения пляжа в крепость…
В этом плане весьма характерно и принятое в апреле 2003 года постановление Верховного Совета Республики Крым, в соответствии с которым вход на пляжи общего пользования бесплатный.
Как быть, если собственник учреждения здравоохранения, курортного или туристического заведения имеет в аренде «собственный» пляж? Как следует из вышесказанного, ведение в прошлом адресного ведомственного строительства хозяйственным способом ведомственных пляжей не делает нынешних собственников прибрежных учреждений и заведений обладателями этих пляжей. Ограничивать свободу передвижения граждан, а именно их проход на любой пляж, собственники этих учреждений и заведений, в отличие от уполномоченных государственных органов, не имеют права. Взимать плату за вход на пляж также запрещено.
С другой стороны, предоставление определенного места на пляже для всех категорий отдыхающих (туристов) законом не предусмотрено. Означает ли этот факт, что закон позволяет любому гражданину иметь доступ на любой морской пляж? Безусловно, нет. «Пограничные земельные участки пляжей, в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса, могут быть отнесены к категориям земель заповедного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, -- говорит Юрий Чернобривец. -- Принадлежность к этим категориям земель обязывает арендодателя в лице полномочного государственного органа в обязательном порядке вносить в договор аренды пляжа обременения и ограничения».  

ПЛЯЖ -- ЧАСТЬ КУРОРТА
Наличие природных лечебных ресурсов (в виде морской воды) позволяет отнести пляжи к курортной инфраструктуре.
При открытии курортов в соответствии с законодательством в разное время государство выделило земельные участки под пляжи. Действующее законодательство, в частности ст. 13 Закона «О курортах», обязывает использовать земельные участки пляжей по назначению. При этом закон относит пляжи и примыкающую к ним территорию шириной в 100 метров к первой зоне санитарного окружения курортов. Важно, что на территории пляжей может осуществляться деятельность, связанная с использованием природных и лечебных факторов курортной территории.
«Граждане, не имеющие путевок (курсовок), в свою очередь не должны и не могут препятствовать ведению хозяйственной деятельности собственниками, -- полагает Юрий Чернобривец. -- Это также означает, что они не могут безвозмездно получать такие же услуги (бассейн, питание, место в гостинице, лечение и т.д.), как граждане -- обладатели путевок (курсовок). Собственники же учреждений и заведений могут и должны получать доход от услуг, оказываемых ими всем гражданам на своей территории, в том числе арендованной».

ВЫВОДЫ
Получается, что в соответствии с законом все пляжи являются собственностью народа Украины, государство обеспечивает их землеустройство и осуществляет управление этой народной собственностью. Поэтому все пляжи должны стать общедоступными, а должностные лица прибрежных учреждений и заведений обязаны содействовать свободе перемещения (доступа) на пляжи и к морю, а значит, обеспечению здравоохранения всех граждан.
Именно по такой формуле работают власти Одессы. Абсолютно все пляжи открыты. Но если какой-то гражданин хочет на арендованном пляже получить дополнительные услуги -- ему предлагают заплатить. К примеру, на пляжах Аркадии входной талончик дает право не только на вход, но и на пользование лежаком, раздевалкой, умывальником и бюветом. Если нет талончика, входить можно, но к лежаку, раздевалке, умывальнику и бювету уже могут и не пустить…
Сергей ЗАХАРИН
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Зустрічайте перший у 2019 році випуск UTG українською

24 лютого


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх