Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№6 (149), ИЮНЬ 2018
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
11.06.2018
Программа NDC-X от Amadeus объединяет инновационные авиакомпании и агентства для наиболее эффективного сотрудничества на базе туристической платформы Amadeus с поддержкой протокола NDC.
10.06.2018
Новые грузинские авиалинии начнут выполнять регулярные рейсы из Харькова в Тбилиси и Батуми.Первый борт авиакомпании приземлится в Харькове 12 июня 2018, в 08:50 по местному времени.
10.06.2018
Скандинавські авіалінії (Scandinavian Airlines, SAS) є одним з перших клієнтів Amadeus серед авіакомпаній: минулого року партнерським відносинам компаній виповнилося 30 років.
05.06.2018
Air Malta начнет выполнять регулярные еженедельные рейсы (по вторникам) в Киев с 19 июня.
04.06.2018
4 червня Wizz Air, одна з авіакомпаній Європи, які найшвидше розвиваються, а також провідний лоу-кост авіаперевізник у Центральній і Східній Європі, рада повідомити про визначну подію, присвячену 100-му літаку в авіапарку авіакомпанії.
ФАНТАСМАГОРИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ХИМЕР Печать
В предстоящие рождественско-новогодние праздники тысячи туристов устремятся во Францию, справедливо полагая, что именно там сосредоточена квинтэссенция шикарной жизни, приправленная таинством старинной архитектуры. И здесь на первое место выступают готические соборы, несущие множество завораживающих символов, среди которых выделяются химеры.
Всматриваясь в них, тысячи глаз будут задавать себе вопрос: «Кого они оберегают и кому угрожают»? Ведь Святки так располагают к гаданиям не только на кофейной гуще...
МИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ГОТИЧЕСКИХ ХРАМОВ
Фантасмагория скульптурного декора во французской архитектуре, начиная в основном с эпохи готики, охватывает целый спектр причудливых монстров. Это химеры, горгульи, чудовища, драконы и просто искореженные болью или страхом обличья не то уродцев, не то вопящих в своей обездоленности юродивых и нищих. Казалось, они должны быть вынесены за пределы как сакральных, так и респектабельных светских сооружений. Но именно там, особенно в готических храмах, их присутствие становится почти обязательным.
Законодателем моды этого причудливого дизайна, со временем охватившего всю Западную и Центральную Европу, стала Франция. Вполне объяснимо, ведь основы готики закладывались именно здесь. С ростом городов и усилением роли церкви культовые постройки становятся  обязательной компонентой замков. Отсюда их миссия защиты от злых сил, еще по библейским представлениям ассоциирующихся со змеем-искусителем. Оказывается, что в средневековой Сене он существовал наяву. Там обитала былинная драконообразная змея Горгулья, извергавшая воду и топившая рыбацкие лодки, пока ее не усмирил архиепископ Руана.  Отсюда родилась традиция для отвода потоков дождевой воды от стен зданий оформлять водостоки горгульями, которых со временем стали изображать с крыльями летучих мышей.
Миссию защиты от злых духов выполняли и химеры, позаимствованные из древнегреческой мифологии, создавшей символ зла с головой льва и туловищем дракона. Так христианство придало мотивам химерности философский смысл не только устрашающих последствий человеческих поступков на Страшном суде, но и эйфорийного упоения несбыточностью наших желаний, подведя в изобразительном искусстве к трактовке этого понятия в фантасмагорическом ключе. Так образовалась единая команда «скульптурных мутантов», к которой кроме химер и горгулий присоединились сфинксы, грифоны, русалки, сирены, драконы и множество других монстров.
При этом соблюдалась определенная субординация: львино- и драконо- подобные существа стремились занять пьедесталы, сирены и русалки предпочитали более укромные ниши или фонтаны, а горгульи довольствовались водосточными трубами. Следует отметить, что химеры всегда отсутствовали в канонических композициях Христа, Божьей матери, апостолов и ангелов на центральном фасаде и в оформлении портала. В интерьере их присутствие также практически не допускалось. Обителью злых сил обычно были крыша и остальные стены.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПОДИУМЫ ХИМЕРНЫХ ФАНТАЗИЙ
Классическим примером целой «коллекции» фантазийных чудовищ служит средневековый Собор Парижской Богоматери. Во время Французской революции он подвергся погромам толпы и заметно обветшал. От полного уничтожения его спас Наполеон, назначив в нем коронацию, а к восстановлению призвал Виктор Гюго своим знаменитым романом.
К счастью, нашелся блестящий мастер архитектурной реставрации Виолле-ле-Дюк, сумевший проникнуться средневековой аурой с ее мистическим культом, атрибутами которого, бесспорно, являлись химеры и горгульи. И хотя первых в Средние века на соборе не было, а вторые находились в полуразрушенном состоянии, зодчий предложил спорный, но заманчивый способ реставрации старины. Его методика реконструкции предполагала не только восстановление утраченного, но и воссоздние архитектурного образа таким, каким он ему представлялся. Так в 1845 году на главном фасаде была специально создана галерея, для которой по рисункам самого мэтра своеобразный пантеон чудовищ изваяла из камня команда из пятнадцати мастеровых. Они же, частично реставрировав, частично заново создав по средневековым  образцам, вернули горгулий на водосточные трубы и даже увеличили их число, превратив в орнаментальные детали. Таким образом, химеры, удостоенные отдельного «подиума», представляли собой «высшую расу», снисходительно обозревая с высоты птичьего полета Париж, тогда как горгульи были низвергнуты вниз, а их взгляды обреченно обращены к земле с ее суетностью муравьиной людской толпы.
Можно по-разному относиться к попытке Виолле-ле-Дюка реанимировать в фантасмагорических образах Средневековье, но, бесспорно, ему это удалось. Доказательство – в длиннейших очередях желающих подняться на почти четыреста ступеней собора, чтобы очутиться с глазу на глаз с химерами. Попробуйте, тем более что толпящейся публики здесь не больше, чем обычно при входе в Лувр или музей д’Орсе.
В дальнейшем архитектор руководил восстановлением ряда шедевров старинного зодчества, среди которых на почетном месте стояли Амьенский собор и крепостные стены Каркассона.  Своим  энтузиазмом  он привлек  внимание общественности к архитектурным деталям и ввел моду на  скульптурный  гротеск,  к счастью, сохранившийся в первозданном виде в большинстве соборов средневековых и ренессансных времен. До сих пор своими горгульями, завершающими похожие на органные трубы водостоки, славятся соборы в Реймсе и Шартре, Сен-Дени и Руане. Даже в Папском дворце в Авиньоне можно увидеть ощетинившихся горгулий, некоторые из них приобрели порой вполне человеческие черты. Пожалуй, самым блестящим примером такого декора является тройной ленточный фриз из вопящих причудливых фигур на соборе Богоматери в Бордо. В еще более позднем по постройке храме Лиона на фасаде использованы барельефы из классических химер с львиными и бычьими головами. Борьбу со злом олицетворяет и статуя сражающегося с драконом святого Михаила, парящая над городом.
Даже королевские резиденции порой заимствовали  фантазийный «бесовский наряд». Роскошная горгулья свисает над рекой Шер в Шенонсо. Ренессансный дворец Франциска I в Блуа также изобилует декоративными химерами и горгульями уже безо всякой функциональной нагрузки.
ХИМЕРЫ И АРХИТЕКТУРНАЯ МОДА
Франция все предыдущее тысячелетие была флагманом европейской моды. Ничего удивительного нет в том, что распространение первоначально возникшей здесь готики по всему европеизированному миру сопровождалось внедрением свойственной ей атрибутики, в частности скульптурных гротесков. Немалое их количество можно обнаружить во всех католических и протестантских странах. Классический  пример – Собор Святого Вита в Праге, изобилующий горгульями.
Возможно, провокационное внимание Виолле-ле-Дюка к химерам также способствовало включению их в набор символических деталей, которыми так богато эклектическое направление в зодчестве второй половины ХIХ – начала ХХ века.
Эти модные веяния докатилась и до наших краев, тем более что мистическая аура киевских склонов невольно располагает к архитектурной фантасмагории. Достаточно вспомнить «Дом с химерами» Городецкого, хотя классических химер там нет и в помине. Весьма привлекательные русалки, спускающие с крыши сети под охраной танцующих сиртаки гипертрофированных лягушек, не в счет. А вот на крыше другой работы зодчего – Национального музея украинского искусства – притаилось существо, в бесовской природе которого сомневаться не приходится. Фантазийные крылатые львы с хвостами драконов украшают и здание Национального банка. А уж сколько по городу разбросано сфинксоподобных чертиков, не счесть. И как не вспомнить дом зодчего Бобрусова на Большой Житомирской, впечатляющий будто выглядывающей из-за угла головой Горгульи на длинной шее…
По-видимому, к химерным мотивам не стоит относиться только как к сакральным фантазийным образам. Это еще и элемент архитектурной образности, запечатлевший представления человечества о понятиях добра и зла, реального и мистического, земного и небесного.
Екатерина ЛАВРИНЕНКО-ОМЕЦИНСКАЯ
Фото автора
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте юбилейный 150 - й номер UTG 

27 июля


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх