Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№1-2 (156), СІЧЕНЬ-ЛЮТИЙ 2019
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
11.02.2019
Тревел-провайдер Airlife успішно пройшов сертифікацію підключення NDC (New Distribution Capacity) Lufthansa Group до власного IT-рішення OverSky, яким користуються понад 2500 турагенцій по всій Україні для бронювання авіаквитків та готелів.
08.02.2019
90% всіх рейсів авіаперевізника виконувались вчасно, за виключення тих, де затримка була спричинена страйком співробітників аеропортів (близько 2900 рейсів або 5%). Аналогічний показник пунктуальності минулого року склав 91%.
06.02.2019
Мережа готелів Premier Hotels and Resorts однією з перших в Україні отримала сертифікат QSC та визнана China Friendly Сертифікат QSC є гарантією найбільш комфортного перебування гостей з Китаю.
04.02.2019
За даними Міністерства культури та туризму Турецької Республіки кількість українських туристів не лише продовжує стабільно зростати, але рік за роком досягає рекордних показників.
02.02.2019
Консорціум досліджень сталої біоенергетики (SBRC), оголосив про перший у світі комерційний рейс з використанням стійкого палива локального виробництва. Політ Ethihad Airways з Абу Дабі до Амстердаму відбувся 16 січня на Boeing 787 з двигунами GEnx-1B
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛОУКОСТЫ: ТРУДНОСТИ РОСТА Печать
Бюджетные авиакомпании стали неотъемлемым атрибутом авиационной отрасли. В борьбе за лояльность пассажиров лоукостеры стремительно расширяют свое присутствие в европейских аэропортах, ведя ценовые войны как с традиционными перевозчиками, так и друг с другом. Всегда ли в выигрыше остается пассажир?
MONARCH  ПРИЗЕМЛИЛСЯ
Крупнейший независимый чартерный авиаперевозчик Великобритании Monarch Airlines, базировавшийся в аэропорту Лутон, стал жертвой перенасыщения туристического рынка. Одна из старейших авиакомпаний Объединенного Королевства прекратила полеты с 2 октября 2017 года, в результате чего было отменено более 300 тыс. бронирований и пострадали более 110 тыс. пассажиров, находящихся за рубежом.
Европейские эксперты единодушны в оценке причин банкротства британской авиакомпании – это жесточайшая борьба за британского туриста, отправляющегося отдыхать на курорты Испании и Португалии. Остановка авиакомпании «Монарх», имеющей 50-летнюю историю, возможно, удивила многих клиентов, но эксперты отрасли уже несколько лет указывали на ее проблемы. Так, с лета 2014 года Monarch Airlines сосредоточилась на лоукост-стратегии среднемагистральных маршрутов в целом, уходя от  выполнения  заказных  чартерных полетов под конкретного туроператора. Такой переход был связан с признанием менеджментом авиакомпании того факта, что большинство британских туристов предпочитают лететь на курорты самостоятельно. Крупнейшие же игроки туристического рынка TUI и Thomas Cook оперируют собственными авиакомпаниями с внушительным флотом – суммарно более 100 самолетов.
Единственными чартерными направлениями, лидерство на которых сумел сохранить Monarch, были рейсы в Северную Африку и Турцию, что связано  со  сложившимися  исторически сильными позициями его заказчиков на этих рынках. Однако за последние несколько лет на фоне затяжного политического кризиса и участившихся террористических угроз, спрос на данные направления демонстрировал стабильное падение. Попытка же сосредоточится на рейсах на Пиренейский полуостров, показывающих активный рост, вовлекла Monarch в прямую конкуренцию с крупнейшими лоукостерами, в первую очередь Ryanair и EasyJet. В результате главные акционеры авиакомпании Greybull Capital приняли решение прекратить инвестирование и дали согласие на остановку  операционной  деятельности.
AIR BERLIN: ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО
Прошедший летний сезон ознаменовался в Европе сразу несколькими громкими банкротствами. Еще в самом начале сезона о своей неплатежеспособности заявил флагманский авиаперевозчик Италии – Alitalia (и ходатайствовал перед местным судом о защите от кредиторов). В  середине лета та же участь постигла вторую по величине авиакомпанию Германии – Air Berlin. Интересно, что значительный пакет акций в обоих случаях до последнего времени принадлежал Etihad Airways. Но решающую роль в судьбе этих обанкротившихся авиакомпаний сыграли отрицательные финансовые результаты операций. Обе они уже долгие годы генерировали тотальный убыток: только за последние 3 года – свыше $5 млрд. В то время как чистая прибыль самой Etihad Airways и аэропорта Абу-Даби за тот же период была в несколько раз меньше.
Можно констатировать, что Air Berlin (так же, как и в последние годы Monarch, пытавшийся развивать модель мягкого лоукостера) не выдержал конкуренции с более агрессивными коллегами по небу – Ryanair и EasyJet. В частности, ирландский Ryanair долгие годы оставался малозаметным игроком на немецком рынке. Но в прошлом году лоукостер нарастил свою долю рынка с 2 до 7% в основном благодаря агрессивному маркетингу и ценовой политике, а также открытию сразу нескольких новых баз и направлений полетов.
И вот  27  октября  авиакомпания Air  Berlin  совершила  последний в своей почти сорокалетней истории полет. Airbus 320, выполнявший рейс из Мюнхена, нарисовал сердечко в небе над Берлином и приземлился в аэропорту Тегель, где был встречен водяным салютом. В результате остановки деятельности авиакомпании 81 самолет из ее парка приобретет Lufthansa Group, а также трудоустроит 1300 сотрудников Air Berlin Group. Еще 25 самолетов Airbus A320 у авиакомпании-банкрота выкупил британский EasyJet. Планируется, что этот британский лоукостер оставит все приобретенные самолеты на базе в Берлине, что позволит ему резко нарастить свою долю на высокодоходном немецком рынке.
«РАЯН» ШТОРМИТ: ЗАПАСАЕМСЯ  ПОП-КОРНОМ
Примечательно, что с предложением выкупить обе обанкротившиеся авиакомпании активно выступал Ryanair. При этом крупнейший лоукост-перевозчик рассчитывал получить их слоты в перегруженных аэропортах Германии и Италии и продолжить экспансию на высокодоходных европейских рынках после ухода основных конкурентов. Но мало того, что  «раяновская» оферта натолкнулась на активное противодействие профсоюзов и чиновников, особенно в Германии, сам перевозчик оказался не готов к тому, чтоб занять освободившуюся нишу. Впервые в своей истории Ryanair столкнулся с организованной борьбой персонала за свои права. Президент Ryanair Майкл О’Лири ранее многократно высмеивал крупные традиционные авиакомпании, регулярно сталкивающиеся с забастовками работников: «У нас это просто невозможно и не случится никогда!»
Действительно, ирландское законодательство запрещает пилотам и членам экипажей бастовать, но это не уберегло авиакомпанию от больших проблем. Дело в том, что последние несколько лет европейские лоукостеры  активно  наращивают  свой флот, ощущая при этом дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь первых пилотов ВС. Находясь в состоянии цейтнота, авиакомпании решили пойти самым простым путем – переманивать пилотов у прямых конкурентов. Так, только в течение июля более 150 первых пилотов Ryanair (5%) перешло на работу в jet2.com и Norwegian.
Этот «массовый исход» произошел в разгар летнего сезона. Авиакомпания была вынуждена отменить своим сотрудникам любые отпуска до конца года и повысить ежемесячный налет с 80 часов до  96,  что, естественно, вызвало недовольство пилотов. И хотя в Ryanair строго запрещены профсоюзные объединения, пилоты авиакомпании стихийно объединились в трудовые комитеты по местам базирования и выдвинули требования подписать с ними коллективный договор, регламентировать условия труда и поднять оклад. Более того, пилоты стали одновременно большими группами (по несколько десятков) уходить на больничный.
В результате руководство авиакомпании пошло на беспрецедентные меры, отменив 18 тыс. рейсов и аннулировав более 400 тыс. билетов. В тот момент, когда Ryanair следовало резко нарастить присутствие на расчищающихся от конкурентов рынках Германии, Великобритании и Италии, перевозчик был вынужден остановить 35 самолетов – 10% своего воздушного парка.
Вся эта ситуация позволяет посмотреть на летний кризис с невыходом Ryanair на украинский рынок с другой стороны. Слухи о проблемах лоукостера с пилотами начали будоражить европейские аэропорты уже в мае-июне. К 10 июля, когда Ryanair объявил об отмене запланированного на сентябрь выхода на украинский рынок, из авиакомпании уже стали массово увольняться командиры экипажей. То есть можно предположить, что отменив украинскую программу полетов и аннулировав около сотни тысяч проданных билетов, ирландский лоукостер не столько протестовал против негибкости руководства аэропорта Борисполь, сколько решал свои проблемы с персоналом, срочно перебрасывая экипажи на более востребованные направления.
При этом демаршем ирландцев в отношении украинского рынка удачно воспользовались их главные конкуренты в Центральной и Восточной Европе – Wizz Air. Буквально через несколько дней после громкого заявления Ryanair венгры сообщили об открытии пяти новых рейсов из Киева – в Копенгаген, Люблин, Познань, Франкфурт и Нюрнберг. А с 24 августа в аэропорту Киев стал базироваться второй самолет Wizz Air. С началом летней навигации-2018 база самолетов увеличится до трех, что  позволит «Визам» открыть новые направления из Киева (в Таллинн и Лиссабон), а также увеличить частотность на уже существующем 21 маршруте. В частности, компания запустит 11 дополнительных рейсов в неделю в рамках летнего расписания из Киева и еще несколько – из Львова.
Нужно отметить, что «латание дыр» за счет украинской программы не особо помогло Ryanair в решении собственных проблем. Уже в сентябре авиакомпания отменяет в два этапа более 20 тыс. рейсов (с сентября 2017-го до марта 2018-го) и аннулирует более 700 тыс. купленных билетов. Таким образом, можно констатировать, что стремительную экспансию Ryanair на освобождающиеся топовые европейские рынки после банкротств Monarch Airlines, Alitalia и Air Berlin притормозили собственные пилоты авиакомпании. Этот факт, несомненно, позволит увеличить долю присутствия на рынках Великобритании, Германии и Италии другому лоукостеру – британскому EasyJet. Авиакомпания уже активно занимает слоты Monarch, купила часть активов Air Berlin и присматривается к «падающим» итальянцам. Правда, сам Easy Jet уже несколько лет подряд генерирует «минуса». В  2016  году  авиакомпания получила около полумиллиарда фунтов стерлингов операционных убытков на фоне полуторамиллиардной чистой прибыли Ryanair. Так что жестокая борьба на выживание продолжается, и не исключено, что в обозримом будущем мы увидим еще более громкие уходы с авиационного рынка.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Зустрічайте спеціальний випуск , присв'ячений турсалону UITT-2019

25 березня


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх