Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№1-2 (156), СІЧЕНЬ-ЛЮТИЙ 2019
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
11.02.2019
Тревел-провайдер Airlife успішно пройшов сертифікацію підключення NDC (New Distribution Capacity) Lufthansa Group до власного IT-рішення OverSky, яким користуються понад 2500 турагенцій по всій Україні для бронювання авіаквитків та готелів.
08.02.2019
90% всіх рейсів авіаперевізника виконувались вчасно, за виключення тих, де затримка була спричинена страйком співробітників аеропортів (близько 2900 рейсів або 5%). Аналогічний показник пунктуальності минулого року склав 91%.
06.02.2019
Мережа готелів Premier Hotels and Resorts однією з перших в Україні отримала сертифікат QSC та визнана China Friendly Сертифікат QSC є гарантією найбільш комфортного перебування гостей з Китаю.
04.02.2019
За даними Міністерства культури та туризму Турецької Республіки кількість українських туристів не лише продовжує стабільно зростати, але рік за роком досягає рекордних показників.
02.02.2019
Консорціум досліджень сталої біоенергетики (SBRC), оголосив про перший у світі комерційний рейс з використанням стійкого палива локального виробництва. Політ Ethihad Airways з Абу Дабі до Амстердаму відбувся 16 січня на Boeing 787 з двигунами GEnx-1B
ШЕДЕВРЫ САКСОНСКОЙ ФЛОРЕНЦИИ Печать
Текущий год пестрит сообщениями о юбилейных торжествах по случаю 25-летия установления дипломатических отношений различных стран с Украиной. Германия была первым государством, уже 7 февраля 1992-го открывшим свое посольство в нашей стране. Начало же дипломатических  отношений  отмечено  более  ранней датой – 17 января. А в марте того же года состоялось открытие украинского посольства в Бонне. Четверть века активных политических, экономических и культурных контактов не могли не сказаться на возросшем интересе, в том числе и туристическом, к одной из ведущих стран Европы, обладающей колоссальным багажом исторических, архитектурных и художественных достопримечательностей.
АНТИКВАР НА ТРОНЕ
При всей роскошной многоликости культурного облика Германии вряд ли следует оспаривать первенство Дрездена – общепризнанной культурной столицы страны. Этот город очень часто величают Флоренцией на Эльбе. Казалось бы, откуда в достаточно провинциальной и даже по меркам XVIII века крошечной Саксонии могло появиться такое чудо? Где ей тягаться в военной мощи с Пруссией, в торговой предприимчивости с Ганзейским союзом или в плодородном изобилии с Баварией! А вот оказалось, что ремесло и знания мастеров, помноженные на харизму и вкус заказчика, значат гораздо больше в искусстве, нежели безликое богатство или трезвый расчет политиков. Подлинное искусство не может быть анонимным в памяти поколений. Вдохновители этого чуда своим энту- зиазмом и темпераментом разрушили предубеждения скупой бережливости и вместе с тем не поддались соблазнам помпезной безвкусицы.
Именно таким был Август II Великий (а еще Сильный, Великолепный), сумевший на «пятачке» своей вотчины в Дрездене создать удивительный мир торжества гармонии, воплощенный с поистине королевской мощью и величием в архитектурных формах цвингеровского барокко. Даже снисходительно судивший с высоты своего гения о сильных мира сего Вольтер признавал двор Августа II Сильного самым блистательным  в  Европе  после  двора Людовика XIV. Человек поистине ренессансного масштаба, невероятная физическая сила которого позволяла ему запросто ломать пальцами подковы, он  сочетал в себе донжуанскую любвеобильность, считаясь отцом 365 детей, бретерство и авантюризм с изощренным вкусом деятеля Просвещения.
СОКРОВИЩА ЗЕМНОГО БОГА
С фантазийным блеском театральных декораций Август II отстраивает Дрезден, сооружает огромный барочный дворец в центре Варшавы (к сожалению, так и не восстановленный после  бомбежек  Второй  мировой  – поляки не захотели реабилитировать память разорившего их короля), строит несколько загородных резиденций в Саксонии. А еще создает музей фарфора и, конечно, Дрезденскую галерею, и поныне входящую в десятку самых престижных музеев мира.
Но ничто так точно не отражало его личность, как увлечение ювелирным искусством, которое было вовсе не случайным. Еще в конце XII века в саксонских горах были обнаружены месторождения серебра, что со временем превратило курфюрство в одно из самых мощных в Европе экспортеров этого благородного металла, а также полудрагоценных камней. Вот откуда тот грандиозный размах строительства церквей, ратуш и бюргерских резиденций по всей стране, отнюдь не уступавший по масштабам тому, который могли себе позволить самые могущественные города Ганзейского союза. Существование жизнеспособного деятельного бюргерства и профильная ориентация на ювелирное дело закономерно привели к аккумулированию у саксонских правителей колоссальных коллекций ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Уже в 1560 году в Дрездене создается Кунсткамера, ставшая первоосновой для личного собрания Августа  II Саксонского. В двадцатые годы он принял решение открыть публичный музей, разместив его в бывшем тайнике,
прятавшем за двухметровыми стенами и массивными коваными решетками подвалов дворца самые ценные сокровища. По распоряжению короля знаменитому создателю Цвингера Маттеусу Даниэлю Пёппельману было поручено переоборудовать примыкающие помещения в виде анфилады кабинетов, получивших по первичной окраске весьма романтическое название музея «Зеленые своды», или по-немецки «Грюнесгевёльбе».
Зеркальная облицовка интерьерных поверхностей сочеталась с покрытой золотом и лаком тонкой  резьбой. Богатый декор дополняли полы и дверные рамы, выложенные полированным саксонским мрамором. Изобилие пластических форм сливалось в единый многоцветный ансамбль, производивший неизгладимое впечатление. К счастью, пять из восьми кабинетов уцелели во время варварской бомбежки Дрездена американцами в феврале 1945 года, когда значительно пострадали архитектурные шедевры старого города. И в настоящее время у посетителей есть возможность любоваться не только спасенными коллекциями, но и одними из самых красивых и ценных произведений европейского барокко.
ШЕДЕВРЫ  ГРЮНЕСГЕВЁЛЬБЕ
На что следует обратить  внимание при самостоятельном осмотре? Создавая экспозицию своего музея, Август прежде всего использовал ценные предметы из Кунсткамеры – великолепные кубки из морских раковин, страусиных яиц и кокосовых орехов, отделанные золоченым серебром, а также различные безделушки, выточенные из слоновой кости. А затем, специально пригласив в Дрезден из Баварии скульптора Бальтазара Пермозера и ювелира Иоганна Динглингера, монарх озадачил их выполнением совместных уникальных заказов. В качестве примера можно привести знаменитую «Купальню Дианы», где выточенная Пермозером из слоновой кости фигурка богини охоты как бы подсвечивается оправленной в золоченое серебро халцедоновой чашей, выполненной Динглингером. Гениальный ювелир четыре года трудился еще над одним заказом короля – украшенным 3,5 тыс. бриллиантов кофейным сервизом, использованным всего лишь единственный  раз  –  в  1701  году  при  встрече с Петром I в Варшаве, куда Август привез это чудо в специальном чемодане. Ну а самый впечатляющий  шедевр мастера – это композиция «Празднование дня рождения индийского раджи», создававшаяся в течение семи лет с использованием 5 тыс. бриллиантов. Король потом на протяжении 13 лет выплачивал ювелиру рассрочку и проценты, фактически разорившись на этом заказе. Но бесконечные поиски денег, в частности его аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером, чья лаборатория находилась под Мейсеном, привели к совершенно неожиданному результату. Вместо рецепта золота был изобретен состав керамики, так и называемой «бетгеровской», а затем фаянса и, наконец, в 1709 году, – первого в Европе знаменитого мейсенского фарфора.
Обращает на себя внимание и то, что если в сокровищницах великих держав выставлены прежде всего коронационные атрибуты, то в коллекции Августа II они практически отсутствуют. Даже камни с его короны были пущены на создание вещей ежедневного обихода, в частности фантастических по красоте и богатству ювелирных гарнитуров, камертоном для которых служил цвет. К белому «подавали» бриллианты и жемчуг, к красному – рубины и кораллы, к синему – сапфиры, к желтому – топазы, к зеленому – изумруды. Такой роскоши не было ни у кого из европейских монархов. И наверное, тот, кто носил эти вещи и чьей художественной фантазией они были вызваны к жизни, действительно мог себя чувствовать земным богом, возможно, перещеголявшим Людовика XIV в эгоистичности понимания: «Государство – это я!»
Екатерина ЛАВРИНЕНКО-ОМЕЦИНСКАЯ
Фото автора
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Зустрічайте спеціальний випуск , присв'ячений турсалону UITT-2019

25 березня


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх