Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№10 (142), ОКТЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
22.11.2017
В период с января по сентябрь зарегистрировано повышение туристического потока на 7,5%.
22.11.2017
С 26 декабря по 27 января в Дубае в 23-й раз состоится Дубайский торговый фестиваль, во время которого пройдут тотальные распродажи модных коллекций, а также можно будет выиграть призы, достойные шейхов.
16.11.2017
Туроператор TUI Ukraine представляет новое итальянское направление – регион Калабрия, один из самых живописных уголков Европы, который омывается бирюзовыми водами Средиземного, Тирренского и Ионического морей.
14.11.2017
Чистая операционная прибыль Turkish Airlines в третьем квартале 2017 года составила 939 млн долларов США. Таким образом, 3-й квартал этого года стал самым прибыльным за всю историю компании по сравнению с аналогичным периодом в прошлые годы.
13.11.2017
Авиакомпания первой в своем регионе получила самолет новой модели
Почему украинский турист "уходит" в интернет ?

ШЕДЕВРЫ САКСОНСКОЙ ФЛОРЕНЦИИ Печать
Текущий год пестрит сообщениями о юбилейных торжествах по случаю 25-летия установления дипломатических отношений различных стран с Украиной. Германия была первым государством, уже 7 февраля 1992-го открывшим свое посольство в нашей стране. Начало же дипломатических  отношений  отмечено  более  ранней датой – 17 января. А в марте того же года состоялось открытие украинского посольства в Бонне. Четверть века активных политических, экономических и культурных контактов не могли не сказаться на возросшем интересе, в том числе и туристическом, к одной из ведущих стран Европы, обладающей колоссальным багажом исторических, архитектурных и художественных достопримечательностей.
АНТИКВАР НА ТРОНЕ
При всей роскошной многоликости культурного облика Германии вряд ли следует оспаривать первенство Дрездена – общепризнанной культурной столицы страны. Этот город очень часто величают Флоренцией на Эльбе. Казалось бы, откуда в достаточно провинциальной и даже по меркам XVIII века крошечной Саксонии могло появиться такое чудо? Где ей тягаться в военной мощи с Пруссией, в торговой предприимчивости с Ганзейским союзом или в плодородном изобилии с Баварией! А вот оказалось, что ремесло и знания мастеров, помноженные на харизму и вкус заказчика, значат гораздо больше в искусстве, нежели безликое богатство или трезвый расчет политиков. Подлинное искусство не может быть анонимным в памяти поколений. Вдохновители этого чуда своим энту- зиазмом и темпераментом разрушили предубеждения скупой бережливости и вместе с тем не поддались соблазнам помпезной безвкусицы.
Именно таким был Август II Великий (а еще Сильный, Великолепный), сумевший на «пятачке» своей вотчины в Дрездене создать удивительный мир торжества гармонии, воплощенный с поистине королевской мощью и величием в архитектурных формах цвингеровского барокко. Даже снисходительно судивший с высоты своего гения о сильных мира сего Вольтер признавал двор Августа II Сильного самым блистательным  в  Европе  после  двора Людовика XIV. Человек поистине ренессансного масштаба, невероятная физическая сила которого позволяла ему запросто ломать пальцами подковы, он  сочетал в себе донжуанскую любвеобильность, считаясь отцом 365 детей, бретерство и авантюризм с изощренным вкусом деятеля Просвещения.
СОКРОВИЩА ЗЕМНОГО БОГА
С фантазийным блеском театральных декораций Август II отстраивает Дрезден, сооружает огромный барочный дворец в центре Варшавы (к сожалению, так и не восстановленный после  бомбежек  Второй  мировой  – поляки не захотели реабилитировать память разорившего их короля), строит несколько загородных резиденций в Саксонии. А еще создает музей фарфора и, конечно, Дрезденскую галерею, и поныне входящую в десятку самых престижных музеев мира.
Но ничто так точно не отражало его личность, как увлечение ювелирным искусством, которое было вовсе не случайным. Еще в конце XII века в саксонских горах были обнаружены месторождения серебра, что со временем превратило курфюрство в одно из самых мощных в Европе экспортеров этого благородного металла, а также полудрагоценных камней. Вот откуда тот грандиозный размах строительства церквей, ратуш и бюргерских резиденций по всей стране, отнюдь не уступавший по масштабам тому, который могли себе позволить самые могущественные города Ганзейского союза. Существование жизнеспособного деятельного бюргерства и профильная ориентация на ювелирное дело закономерно привели к аккумулированию у саксонских правителей колоссальных коллекций ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Уже в 1560 году в Дрездене создается Кунсткамера, ставшая первоосновой для личного собрания Августа  II Саксонского. В двадцатые годы он принял решение открыть публичный музей, разместив его в бывшем тайнике,
прятавшем за двухметровыми стенами и массивными коваными решетками подвалов дворца самые ценные сокровища. По распоряжению короля знаменитому создателю Цвингера Маттеусу Даниэлю Пёппельману было поручено переоборудовать примыкающие помещения в виде анфилады кабинетов, получивших по первичной окраске весьма романтическое название музея «Зеленые своды», или по-немецки «Грюнесгевёльбе».
Зеркальная облицовка интерьерных поверхностей сочеталась с покрытой золотом и лаком тонкой  резьбой. Богатый декор дополняли полы и дверные рамы, выложенные полированным саксонским мрамором. Изобилие пластических форм сливалось в единый многоцветный ансамбль, производивший неизгладимое впечатление. К счастью, пять из восьми кабинетов уцелели во время варварской бомбежки Дрездена американцами в феврале 1945 года, когда значительно пострадали архитектурные шедевры старого города. И в настоящее время у посетителей есть возможность любоваться не только спасенными коллекциями, но и одними из самых красивых и ценных произведений европейского барокко.
ШЕДЕВРЫ  ГРЮНЕСГЕВЁЛЬБЕ
На что следует обратить  внимание при самостоятельном осмотре? Создавая экспозицию своего музея, Август прежде всего использовал ценные предметы из Кунсткамеры – великолепные кубки из морских раковин, страусиных яиц и кокосовых орехов, отделанные золоченым серебром, а также различные безделушки, выточенные из слоновой кости. А затем, специально пригласив в Дрезден из Баварии скульптора Бальтазара Пермозера и ювелира Иоганна Динглингера, монарх озадачил их выполнением совместных уникальных заказов. В качестве примера можно привести знаменитую «Купальню Дианы», где выточенная Пермозером из слоновой кости фигурка богини охоты как бы подсвечивается оправленной в золоченое серебро халцедоновой чашей, выполненной Динглингером. Гениальный ювелир четыре года трудился еще над одним заказом короля – украшенным 3,5 тыс. бриллиантов кофейным сервизом, использованным всего лишь единственный  раз  –  в  1701  году  при  встрече с Петром I в Варшаве, куда Август привез это чудо в специальном чемодане. Ну а самый впечатляющий  шедевр мастера – это композиция «Празднование дня рождения индийского раджи», создававшаяся в течение семи лет с использованием 5 тыс. бриллиантов. Король потом на протяжении 13 лет выплачивал ювелиру рассрочку и проценты, фактически разорившись на этом заказе. Но бесконечные поиски денег, в частности его аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером, чья лаборатория находилась под Мейсеном, привели к совершенно неожиданному результату. Вместо рецепта золота был изобретен состав керамики, так и называемой «бетгеровской», а затем фаянса и, наконец, в 1709 году, – первого в Европе знаменитого мейсенского фарфора.
Обращает на себя внимание и то, что если в сокровищницах великих держав выставлены прежде всего коронационные атрибуты, то в коллекции Августа II они практически отсутствуют. Даже камни с его короны были пущены на создание вещей ежедневного обихода, в частности фантастических по красоте и богатству ювелирных гарнитуров, камертоном для которых служил цвет. К белому «подавали» бриллианты и жемчуг, к красному – рубины и кораллы, к синему – сапфиры, к желтому – топазы, к зеленому – изумруды. Такой роскоши не было ни у кого из европейских монархов. И наверное, тот, кто носил эти вещи и чьей художественной фантазией они были вызваны к жизни, действительно мог себя чувствовать земным богом, возможно, перещеголявшим Людовика XIV в эгоистичности понимания: «Государство – это я!»
Екатерина ЛАВРИНЕНКО-ОМЕЦИНСКАЯ
Фото автора
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

22 НОЯБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх