Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№9 (141), СЕНТЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
19.10.2017
С 19 октября 2017 года на позицию директора компании TEZ TOUR в Украине назначен Александр Новиковский.
03.10.2017
Turkish Airlines протягом багатьох років надає своїм пасажирам лише п'ятизірковий сервіс і дана нагорода є підтвердженням відданості авіакомпанії своїй справі та являється стимулом для подальшого посилення лояльності пасажирів до бренду.
03.10.2017
Авиакомпания Lufthansa получила платиновый статус, возглавив рейтинг программы Fast Travel, основанный IATA. Таким образом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) отметила вклад авиакомпании в развитие мобильных сервисов для своих пассажиров.
02.10.2017
В продолжении начала партнерства Эмирейтс и flydubai, 2 октября 2017 года, объявили о том, что Эмирейтс добавит к своей марштрутной сети 29 направлений flydubai на трех континентах.
05.09.2017
Азербайджанская лоукост авиакомпания Buta Airways 5 сентября 2017 года начала выполнять рейс Киев-Баку из Международного аэропорта «Киев».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХЛОПОТЫ Печать
После конфликта ирландской Ryanair с главным аэропортом страны в экспертной среде, а также на уровне правительства и отраслевого министерства с новой силой развернулась дискуссия о воскрешении малых украинских аэропортов. «Польская схема», при которой в стране, меньшей по территории и численности населения, чем Украина, эксплуатируется 16 пассажирских аэропортов, вполне может быть применима и в наших условиях.
При этом заход в региональные аэропорты крупного игрока (в том числе и лоукостера) дает им серьезный импульс к развитию.
ИМЕЕМ ТО, ЧТО ИМЕЕМ
В советское время собственный аэропорт, обслуживавший рейсы гражданской авиации, был практически в каждом областном центре Украины и крупных городах – Мариуполе, Кривом Роге, Краматорске, Лисичанске, Измаиле, Скадовске и еще десятке мест. На сегодняшний день в Украине действуют 22 гражданских аэропорта, у шести из которых остановлен сертификат эксплуатанта (Донецк, Луганск, Мариуполь, Севастополь, Симферополь, Тернополь и Ужгород). Еще в три (Полтава, Сумы, Черкассы) пассажирские рейсы фактически не выполняются, тогда как аэропорты Ровно и Кривого Рога обслуживают исключительно чартерные туристические рейсы. Таким образом, регулярные пассажирские рейсы обслуживает только половина существующих аэропортов, которые, согласно европейской квалификации, можно условно разделить на один крупный (хабовый) аэропорт Борисполь, средний аэропорт Киев (Жуляны), малые аэропорты Львов, Одесса, Днепропетровск, Харьков и супермалые – Ивано-Франковск, Запорожье, Херсон, Черновцы, Винница.
Специалисты ассоциации «Аэропорты Украины» сейчас активно занимаются разработкой стратегии развития отдельных аэропортов,  в частности Винницы, Ровно, Полтавы, Белой Церкви и некоторых других. По их мнению, самая главная проблема, с которой сталкиваются малые украинские аэропорты, – это отсутствие должного финансирования на инфраструктурную реконструкцию, без которой невозможно привлечение знаковых  авиаперевозчиков.
КАК ТАМ У НИХ
В   упомянутой   выше   Польше за последние  15  лет  полностью реконструирована вся аэропортовая инфраструктура, в том числе взлетно-посадочные  полосы  (ВПП),  перроны для самолетов, осветительное и навигационное оборудование, диспетчерские башни, а также обновлены либо возведены с нуля пассажирские терминалы. В среднем реконструкция одного регионального аэропорта обошлась нашему западному соседу в 50 млн. евро, из которых больше половины – дотации структурных фондов Евросоюза. В нынешних условиях украинским аэропортам подобное финансирование, как говорится, «не светит», хотя и расходы на их реконструкцию в среднем вдвое меньше польских аналогов. Предварительные расчеты показывают, что самая большая статья расходов – ремонт ВПП (от 3 до 10 млн. долларов США, в зависимости от ее состояния). При этом закон не предусматривает передачу ВПП частным инвесторам, что еще больше усложняет потенциальный возврат вложенных инвестиций. На данный момент практически все значимые реконструкции украинских ВПП выполнялись и планируются к выполнению за счет государственного бюджета, а подобное финансирование поступает слабо и нерегулярно. Кроме того, в Украине не существует единой системы критериев принятия решения о первоочередности ремонта ВВП того или иного аэропорта.
По данным Союза региональных аэропортов Европы, более 65% аэропортов Евросоюза являются убыточными и требуют дотаций на содержание. При этом принятые несколько лет назад новые регламенты (правовые акты Евросоюза) признают аэропорты коммерческой инфраструктурой, что запрещает прямые дотации государством. Исключения сделаны для небольших аэропортов с пассажирооборотом до 1,5 млн. человек в год, но и здесь вложения частично должны финансироваться  самостоятельно. В Европе существует несколько вариантов решения данной проблемы, самый действенный из которых – объединение  большинства  аэропортов  в единую государственную структуру, чтобы прибыль одних позволяла дотировать и содержать другие. Так сделано во всех Скандинавских странах, Литве, Эстонии и Испании. Украина пока решила пойти другим путем – посредством передачи аэропортов отдельным частным инвесторам. При этом первыми на передачу в концессию стоят государственные аэропорты – высокоприбыльные Борисполь и Львов, где недавно за бюджетные средства были возведены новые пассажирские терминалы и отремонтированы ВПП.
КУДА ЛЕТИМ
В настоящее время малые региональные  аэропорты развиваются в первую очередь за счет рейсов в Турцию – регулярных в Стамбул и чартерных в Анталию. Первые в основном выполняют турецкие авиакомпании, подвозящие украинских  пассажиров в свои хабы на другие рейсы. Уже сейчас три турецкие авиакомпании (Turkish Airlines, Pegasus Airlines и Atlas Global), помимо Киева, выполняют полеты в Харьков, Одессу, Запорожье, Херсон и Львов. Можно смело предполагать, что турецкие авиакомпании зайдут в любой украинский аэропорт, инфраструктура которого будет соот- ветствовать требованиям перевозчика. Чартерные рейсы хорошо заполняются украинскими туристами, среди которых турецкие курорты пользуются стабильным спросом. Тем более,  в последние годы турецкие  власти, на фоне просевшего российского и немецкого потока туристов, значительно повысили дотации авиакомпаниям и туроператорам, доставляющим гостей на местные морские курорты.
Кроме турецкого направления, из украинских региональных аэропортов есть устойчивый спрос на маршруты, связанные с диаспорой либо трудовой миграцией: Израиль, Закавказские республики, Польша, Германия, Италия. Эти направления довольно успешно  развивает  МАУ,  но  можно констатировать, что потенциал их все еще не освоен.
В настоящее время самая большая легальная трудовая диаспора – более 1,5 млн. временных рабочих – находится в Польше. Польские ВУЗы лидируют и по числу привлеченных на обучение украинских студентов. Ближайшие годы стоит ожидать активизации деятельности в малых украинских аэропортах польского национального перевозчика LOT, который сейчас выполняет рейсы из своего варшавского хаба в Киев (оба аэропорта), Харьков, Одессу и Львов. Что касается Львова, то помимо Варшавы польский перевозчик выполняет также рейсы из Познани и Быдгоща. Небольшой самолет авиакомпании, 70-местный Bombardier 8Dash-400, может принять практически любой аэропорт Украины. Поэтому велика вероятность открытия рейсов авиакомпании в Ровно, Винницу, Черновцы, Ивано-Франковск, Житомир (после получения статуса международного аэропорта), а также, после восстановления сертификата, – в Тернополь и Ужгород. Вполне вероятно открытие полетов в Запорожье и на юг Украины – в Херсон или Николаев.
Третьим по потенциалу и при этом самым неразвитым рынком являются итальянские направления. Сейчас прямые рейсы в Италию есть только из Киева (оба аэропорта), Ивано-Франковска и Черновцов. При этом в Италии прожива- ет самая большая легальная украинская диаспора в Западной Европе – более полумиллиона человек. По некоторым оценкам, общее количество выходцев из нашей страны, живущих и работающих ныне в Италии, может превышать миллион. Большинство из них – уроженцы западных областей Украины. К сожалению, эти направления мало интересны украинским перевозчикам, а международным лоукостерам итальянские авиационные власти не дают разрешения выполнять такие полеты без базировки в итальянских городах и комплектации экипажей итальянскими гражданами. Хотя в последнее время появилась надежда на счастливый выход из сложившейся ситуации. Ожидается, что уже в сентябре о начале полетов из Львова в 6 городов Италии (с осени – Милан, Венецию и Неаполь, с весны – в один из аэропортов Сардинии, Вероны и Пармы) заявит новый лоукостер – Ernest Airlines. Итальянская авиакомпания, созданная весной 2017 года и связываемая на рынке  с албанской  диаспорой, в настоящее время выполняет полеты из столицы Албании Тираны в 9 городов Италии. Если полеты в западную столицу себя оправляют, то уже через год-два можно ожидать открытия рейсов и в другие города Украины. Главное, чтобы к этому моменту украинские региональные аэропорты смогли привести  в соответствие со стандартами свою инфраструктуру и были готовы принимать воздушные суда Airbus 320, которые являются «рабочей лошадкой» у Wizz Air, Pegasus Airlines, Atlas Global и многих других.
А пока главной проблемой малых региональных аэропортов Украины остается хроническая нехватка денег, не позволяющая не только провести необходимую дорогостоящую реконструкцию ВПП и освещения, но и косметический ремонт терминалов. Ждем инвесторов.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической  Газеты
 
«---


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

30 ОКТЯБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх