Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№11 (143), НОЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
13.12.2017
В преддверии праздников и зимних школьных каникул курорт Jumeirah Vittaveli представляет первый ледовый каток на Мальдивах, который сделает новогоднюю атмосферу в Jumeirah Vittaveli еще более волшебной.
13.12.2017
Представители индустрии признали Wizz Air лучшей авиакомпанией Европы
08.12.2017
Группа отелей Bulgari Hotels & Resorts с гордостью объявляет об открытии 7 декабря 2017 года, в четверг, отеля Bulgari Resort Dubai на частном острове Jumeira Bay.
27.11.2017
Новые маршруты из аэропортов Харькова и Львова
22.11.2017
В период с января по сентябрь зарегистрировано повышение туристического потока на 7,5%.
ПРОСТИТЬ И ОТПУСТИТЬ Печать
10 июля в опубликованном пресс-релизе ирландский лоукост-перевозчик Ryanair заявил об отмене своего выхода на украинский рынок по причине несоблюдения ранее достигнутых договоренностей со стороны аэропорта Борисполь. UTG решила проанализировать ситуацию без «зрад» и «перемог», оценив репутационные потери для украинской авиации и экономические риски для аэропорта и его пассажиров.
НЕОЖИДАННОЕ НАЧАЛО
Изначально все пошло не по плану. Все  «инсайды»  говорили  о  том, что 15 марта на пресс-конференции министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна и коммерческого директора Ryanair Дэвида О'Брайна будет официально объявлено о начале полетов ведущего европейского лоукоста из аэропорта Киев (Жуляны) и аэропорта Львов. Однако, как стало известно вечером накануне пресс- конференции, столичный аэропорт отказался принимать заявленные Ryanair условия и не подписал договор ввиду его экономической нецелесообразности.
В этой ситуации самым разумным было бы отменить заявленную пресс- конференцию и продолжить переговоры по поиску компромиссного решения, но Министерство инфраструктуры пошло ва-банк, оперативно заменив несговорчивый частный аэропорт Киев на государственное предприятие и крупнейший аэропорт страны Борисполь. Утром 15 марта министр от имени аэропорта Борисполь (на тот момент директор предприятия официально не вступил в должность) подписывает меморандум с авиаперевозчиком – и оба участника пресс-конференции торжественно объявляют о начале полетов в аэропорты Борисполь и Львов и старте продаж авиабилетов на сайте перевозчика.
Уже тогда, несмотря на позитивный информационный фон от прихода в  Украину  лоукост-компании Европы №1, многие авиационные эксперты высказывали сомнения относительно реальности подписания договора между госпредприятием и лоукостом на условиях последнего.
ХАБ И ДРУГИЕ НЕПРИЯТНОСТИ
Вступивший в должность руководителя аэропорта Павел Рябикин четко обозначил вероятные риски подписания договора на «особых условиях» с ирландской авиакомпанией. Позиция г-на Рябикина сводилась к следующему. С точки зрения экономики Борисполь должен продолжать развиваться как хаб, благодаря  чему по итогам 2016 года госпредприятие показало прибыль 1,2 млрд. гривен. Подписание же договора на условиях, выдвинутых Ryanair, может принести аэропорту свыше 2 млрд. грн. убытков. И речь здесь не только об обслуживании 250 тыс. заявленных Ryanair пассажиров. Значительно большие убытки, в том числе репутационного характера, будут связаны с претензиями других авиакомпаний, на протяжении многих лет работающих в Борисполе и не получивших условий, подобных тем, на которые претендует ирландский лоукост. А если предоставить особые условия для всех – о  положительных результатах финансовой деятельности можно забыть. Кроме того, нужно понимать, что предполагаемый объем перевезенных за первый год пассажиров Ryanair – это не более 3% от общего числа обслуженных Борисполем по итогам 2016 года. И это явно не тот показатель, ради которого стоит резать курицу, несущую золотые яйца. По этой причине на протяжении почти четырех месяцев менеджмент главного аэропорта страны пытался отстоять свою позицию, предлагая альтернативные условия сотрудничества либо перенос рейсов Ryanair в один из ближайших к столице аэропортов. Когда же стало понятно, что аргументы руководства Борисполя остались непринятыми, состоялась пресс-конференция Павла Рябикина с детальным анализом всех ирландских «хотелок», после чего авиакомпания остановила продажу билетов на украинские рейсы и сделала официальное заявление об отказе выходить на рынок Украины.
REXIT: РЕАЛЬНАЯ ПРИЧИНА
А планировал ли Ryanair вообще начинать полеты из Украины или это была PR-акция, своего рода экспресс- тест местного авиарынка? Не было ли заявление о более раннем (с сентября вместо ноября) открытии рейсов из Киева и Львова в Лондон – Станстед элементом давления на руководство аэропорта Борисполь с целью скорейшего подписания договора? Ведь, как оказалось, именно непредоставление 80% скидки на лондонском направлении стало одной из основных причин провала переговоров. Почему одному крупному лоукосту в Украине комфортно работать и развивать сеть маршрутов, а второй, еще не начав полеты, требует «именную» скидку? Почему авиакомпания, анонсировавшая из Львова почти в 2 раза больше направлений (семь против четырех из Киева) и не имеющая проблем с подписанием договора с местным аэропортом, не осталась работать в западной столице? Эти и многие  другие  вопросы до сих пор активно обсуждаются в экспертной среде. Ведь во многих странах Восточной Европы, таких как Польша, Литва, Румыния, Ryanair начинал свою операционную деятельность именно в региональных, а не столичных аэропортах. В случае с Украиной ничего не мешало начать полеты из Львова   и    продолжать   обсуждать условия по киевскому аэропорту. Но Ryanair известен в Европе как жесткий и бескомпромиссный переговорщик, особенно в случаях, когда его требования не выполняются.
Причин для отмены рейсов из Украины может быть две. Главной целью перевозчика было «застолбить место» в Киеве, где наиболее стабильный спрос на авиаперевозки, а Львов служил дополнительной опцией. Либо авиакомпания, вопреки заявлениям о высоком спросе на свои рейсы, оценила динамику продаж билетов и посчитала украинского пассажира недостаточно платежеспособным. Имеет право на жизнь и третья версия: основная ставка в киевской операции была сделана на неавиационные доходы (duty free, парковки) и сопутствующие сервисы (земля под строительство гостиницы). А как известно, по указанным вопросам позиция аэропорта в переговорах была категоричной.
КТО В МИНУСЕ
Топ-темой для обсуждения в социальных сетях стал негатив по поводу того, что «украинцев лишили дешевых билетов». Предлагаем проанализировать этот тезис. Начнем с главного аргумента: вместе с «безвизом» украинцы получат дешевые билеты от Ryanair. Но два из четырех киевских маршрутов (Лондон и Манчестер) никак не связаны с безвизом, а два других (Стокгольм и Эйндховен) никак не входят в топ направлений для украинского пассажиропотока. Что касается Львова, то уже сейчас рейсы во Вроцлав и Берлин, заявленные Ryanair, выполняет основной конкурент ирландцев в Центральной и Восточной Европе – авиакомпания Wizz Air. Да и кто давал гарантию, что цены на рейсы Ryanair будут действительно на доступном для украинского пассажира уровне? Ведь помимо прихода лоукоста в стране должен сформироваться рынок устойчивого спроса на перевозки, которого в Украине, к большому сожалению, пока нет. Наличие билетов по цене 19,99 евро на рейсы Ryanair из условного Вроцлава вовсе не означает аналогичные предложения из украинских
аэропортов и это объективная реальность.
ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО?
Основной причиной всеобщего разочарования стал вовсе не отказ от полетов Ryanair, а то, что информация о начале полетов преподносилась как свершившийся факт, хотя на самом деле договор с аэропортом Борисполь подписан не был и принципиальных разногласий по нему было достаточно. Тем не менее Украина не первая страна, откуда Ryanair уходит со скандалом либо с громкими обвинениями в адрес авиационных чиновников. В начале 2011 года авиакомпания закрыла базу в Марселе, так как не хотела платить налоги по французскому законодательству. На следующий год, после провала переговоров с оператором аэропорта Эдинбург, авиакомпания сократила значительное число рейсов из этого шотландского города. В 2015 году, отказавшись выполнить требования профсоюзов по улучшению условий оплаты труда стюардов, Ryanair перенес свою базу из датского Копенгагена в литовский Каунас. В прошлом году авиакомпания дважды «отметилась» скандалом в европейских аэропортах в связи с несогласием на увеличение размера пассажирских налогов: в июне Ryanair ушла из норвежского Осло, а в сентябре закрыла две из пятнадцати баз в Италии.
Правда, стоит отметить, что в большинстве случаев, по истечении времени, авиакомпания возвращалась и наращивала объемы своего бизнеса  в «оставленных» ранее аэропортах. Возможно, такое же развитие событий ждет и Украину.
ВЕРНУТЬ РЯДОВОГО РАЯНА
Несмотря на то что заявленный Ryanair объем перевозки из Украины составляет менее 1% от общей операционной деятельности в Европе, эксперты склоняются к тому, что авиакомпания не оставит без внимания украинское небо – и вот почему.
Второй год подряд Украина показывает устойчивый рост пассажирских авиаперевозок. В 2016 году украинские авиакомпании перевезли 8,3 млн. пассажиров (+30% к 2015 году), а до конца текущего года ожидается увеличение в среднем на 25%. И если в прошлом году рост был за счет транзитных пассажиров, то статистика текущего года показывает позитивную динамику спроса на перевозки point to point, что является основой бизнес-модели лоу- кост-компаний.
Ирландскому лоукосту становится тесно в Западной Европе, и он ищет новые рынки, особенно в связи с Brexit, когда перевозчик может столкнуться с проблемами в странах ЕС. Украина хоть и не самый платежеспособный рынок, но динамично развивающийся. Полученный украинцами «безвиз» позволяет более четко планировать полетные программы в страны Евросоюза. Ожидаемое подписание договора об «открытом небе» наверняка приведет в Украину новых перевозчиков, в т.ч. и прямых конкурентов Ryanair, а значит, самое время занять эту нишу.
В Украине вот уже десятый год успешно работает основной конкурент Ryanair в Центральной и Восточной Европе – авиакомпания Wizz Air. Венгерский перевозчик не только восстановил  докризисные  объемы  пассажиров на своих украинских рейсах, но и делает ставку на долгосрочное присутствие в Украине. В этом году возобновил полеты из львовского аэропорта, в апреле 2018-го поставит третий самолет Airbus 320 на киевскую базу, а к 2020 году планирует нарастить объем перевозок в/из  Украины на уровне 3 млн. пассажиров. Вряд ли Ryanair позволит своему визави беспрепятственно наращивать свои объемы в самом центре Европы.
Большинство специалистов склоняются к тому, что перевозчик скоро вернется в Украину, но на более выгодных для местных аэропортов условиях.
Ярослав ИЦКОВСКИЙ
Специально для Украинской Туристической  Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

22 ДЕКАБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх