Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№4 (136), АПРЕЛЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
26.05.2017
Европейский туроператор TUI Ukraine прогнозирует, что безвиз уже в этом году увеличит туристический поток украинцев в страны Евросоюза.
25.05.2017
Эмир Дубая объявил о запуске нового туристического комплекса Marsa Al Arab, строительство которого входит в стратегию Dubai Holding по развитию Madinat Jumeirah.
22.05.2017
Dubai Parks and Resorts совместно с офисом по туризму Дубая запустили акцию «Kids Go Free» для гостей из Украины, Грузии и стран СНГ.
12.05.2017
Сьогодні о 13:30 в приміщенні Музею історії Києва було представлено Kyiv City Guide - мобільний додаток з дев’ятьма пішохідними маршрутами, що допоможуть максимально повно і цікаво пізнати сучасний Київ.
11.05.2017
Глобальный перевозчик предлагает воспользоваться ноутбуками на рейсах пассажирам, путешествующим бизнес-классом.
ТРУДНОСТИ РОСТА Печать
В середине мая в Вильнюсе состоялась ежегодная конференция Международного совета аэропортов (Airports Council International -- ACI) «Европейские региональные аэропорты 2016», которая дала много пищи для размышлений как об итогах работы отрасли авиаперевозок в Европе за последние годы, так и о грядущих изменениях в работе аэропортов.
АВИАРЕНЕССАНС
Благодаря резкому снижению цен на топливо авиационная отрасль ЕС переживает период ренессанса. В 2015 году в Европе было перевезено 1,95 млрд. авиапассажиров (годовой прирост 5,2%), за I квартал 2016 года пассажиропоток вырос еще на 7,8%. В ЕС действует около 150 авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты в более 460 аэропортов. По данным Еврокомиссии, авиационный сектор ЕС напрямую создает 2 млн. рабочих мест и 0,7% ВВП Евросоюза, а не напрямую генерирует еще 5,5 млн. рабочих мест и 2,1% ВВП.
За последние 20 лет рынок авиаперевозок в Европе был существенно либерализован. Количество направлений полетов внутри ЕС увеличилось более чем в 3,7 раза (до примерно 3,5 тыс.), внешних -- более чем в 2,5 раза (до примерно 2,6 тыс.). При этом на внутренних рейсах количество направлений, на которых работало более 2 авиакомпаний, выросло с 93 до 599 пар городов, а на внешних линиях -- с 77 до 308 пар.
В авиационном секторе действует основной закон маркетинга 20/80. В 2015 году 83% пассажиров Европы обслужили аэропорты с годовым пассажиропотоком более 3 млн. человек, они составили 20% от общего числа аэропортов. Более 50% аэропортов ЕС имеют пассажиропоток менее 0,5 млн. человек в год и перевозят менее 2% всего пассажиропотока Евросоюза, при этом 25% аэропортов обслуживают менее 50 тыс. человек в год.
В Украине ситуация еще более трагичная: здесь аэропорты столицы перевезли практически 80% всего пассажиропотока (причем около 70% -- только Борисполь).
ЛОУКОСТЫ В ПОМОЩЬ
Огромное влияние на рынок оказало бурное развитие лоукостов. Именно они дали второе дыхание и надежду на сохранение многим небольшим провинциальным аэропортам (Катовице, Каунас, Тимишоара и др.), а также бывшим военным аэродромам (Франкфурт - Хан, Дюссельдорф-Веце, Верона и др.). Основные пассажиры европейских бюджетных авиакомпаний -- это европейцы, летящие на пляжный отдых (для Ryanair -- около 75% всех пассажиров), а также трудовые мигранты из восточных стран ЕС, летящие на заработки в страны Северной Европы. При этом условный британский пассажир благодаря значительно более высокому достатку может платить более высокую цену за билет, чем условный польский. Исходя из этого крупнейшие лоукосты (Ryanair, EasyJet, Norwegian AS, Vueling, Eurowings, Transavia) и строят свои планы развития на ближайшие 5 лет. Их главная цель сегодня -- занять как можно большую долю рынка в богатых странах Западной Европы (Великобритании, Италии, Испании, Франции и Германии). К примеру, Ryanair ставит своей задачей ежегодно как минимум удваивать долю на рынке Франции и Германии в 2016-17 годах.
АЭРОПОРТЫ VS АВИАКОМПАНИИ
За последние 10-15 лет в аэропорты ЕС были инвестированы миллиарды евро из структурных фондов развития инфраструктуры регионов Евросоюза. Но далеко не всем это помогло. Убыточными являются 51% аэропортов ЕС, причем риск убыточности аэропорта напрямую зависит его пассажиропотока: чем больше пассажиров, тем меньше риск.
На европейском рынке, в отличие от Украины, существует огромное количество конкурирующих аэропортов. Так, в Великобритании 70% населения живет менее чем в трех часах пути от двух 5-миллионных аэропортов, а 90% -- менее чем в двух часах пути от 3-миллионных аэропортов. Поэтому в ЕС, в отличие от нашей страны, в отношениях с аэропортами однозначно доминируют авиакомпании. Которые, несмотря на различные требования и правила, устанавливаемые регулирующими и антимонопольными службами ЕС, продолжают настаивать на особых преференциях.
Авиакомпании могут и хотят быстро перебазироваться из одного аэропорта в другой в случае невозможности добиться от первого желаемых условий. Перевозчики, в особенности лоукосты, постоянно пересматривают свои направления. Основная их стратегия -- «снять сливки и уйти», поэтому авиакомпании активно снижают количество частот на незагруженных или высококонкурентных направлениях. До 20% европейских направлений лоукостов подвергаются сокращению или просто закрываются ежегодно. От этого больше всего страдают аэропорты, в которые выполнялись указанные полеты, так как они зачастую даже не успевают окупить вложения, инвестированные в открытие рейсов.
При этом авиакомпании ЕС вполне обосновано жалуются на дороговизну аэропортовых сборов в ЕС -- так же, как и МАУ в Украине. Статистика ACI показывает, что в 20 крупнейших аэропортах Европы за последнее десятилетие размер аэропортовых сборов увеличился в среднем на 80%.
АЭРОПОРТОВЫЕ ПРЯНИКИ
Долгое время европейские аэропорты использовали спецскидки и прямые дотации для привлечения лоукостов. Но после нескольких громких разбирательств Еврокомиссия и Антимонопольные службы ЕС это запретили. Немалому числу авиакомпаний (среди них -- Ryanair и Germanwings) пришлось вернуть полученные дотации аэропортам и правительствам, а для некоторых (Malev, Cyprus Airways, Estonian Air) это закончилось мгновенным банкротством. Сейчас аэропорты вынуждены применять более гибкие и не настолько прямые методы помощи. Так, местные власти Сицилии выплачивают всем авиакомпаниям по EUR25 за каждого привезенного на остров пассажира независимо от целей его визита и страны прибытия. Похожие программы ввели испанские и греческие острова, Израиль. Испанские области заказывают дорогостоящую рекламу своего региона на бортах бюджетных авиаперевозчиков, что большинством наблюдателей трактуется, как скрытая дотация.
Интересную форму стимулирования авиакомпаний придумали в Литве. Там решили отказаться с начала этого года от прямых спецскидок лоукостам и уравнять все авиакомпании. Теперь все авиакомпании претендуют на одинаковую скидку, размер которой увеличивается автоматически при достижении авиаперевозчиком определенного пассажиропотока в год. При этом считается общий пассажиропоток во всех трех аэропортах республики, управляемых единым государственным оператором. А чтобы у авиакомпаний был стимул летать не только в столичный аэропорт, «провинциальный пассажир» умножается на коэффициент (в Каунасе -- 2, в Паланге -- 4). Кроме того, авиакомпании получают единоразовую скидку за открытие новых рейсов из провинциальных аэропортов, а также специальный повышающий коэффициент за каждый базирующийся в Литве самолет. У WizzAir и Ryanair сейчас по 3 таких воздушных судна  -- в Вильнюсском и Каунасском аэропортах.
Кроме того, Литва выплачивает единоразовую помощь (EUR50-200 тыс.) авиакомпаниям, согласившимся открыть рейсы, утвержденные правительством республики как приоритетные. Всего авиакомпания может получить в течение календарного года не более EUR200 тыс. евро за рейсы из одного аэропорта. Именно под такую программу попал новый рейс МАУ Киев--Паланга, открывающийся в середине июня. Также этот рейс претендует на грант курортов Литвы (Паланга и Неринга) -- около EUR50 тыс., единоразово выделяемых на рекламу этих некогда воспетых Иосифом Бродским и Робертом Рождественским балтийских жемчужен. Кроме того, бесплатную рекламу рейса обещает мэрия крупнейшего литовского порта Клайпеда, расположенного в 30 км к югу от аэропорта Паланга, а также власти соседнего Лиепайского региона, известного своими пляжами и раскинувшего свои дюны на 80 км к северу. Таким образом, по словам совладельца МАУ Арона Майберга, литовские власти сумели заинтересовать украинскую авиакомпанию открытием нового рейса. Он наверняка будет востребован украинскими туристами, чему поспособствуют четыре фактора: ностальгия по популярному с советских времен Балтийскому морю, либеральное отношение литовского консульства к украинским заявителям на шенгенскую визу, доступные цены на авиабилеты и активная маркетинговая кампания авиаперевозчика, туроператоров и курортных властей.
На этом фоне более чем странной оказалась позиция украинской Госавиаслужбы, в конце мая внезапно отказавшей МАУ в просьбе получить назначение на рейс под предлогом отсутствия подтверждения согласия литовской стороны. В итоге конфликт был улажен в течение несколько недель путем переговоров, но все же непонимание участниками рынка такой позиции авиационных властей осталось.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

23 мая


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх