Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№9 (141), СЕНТЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
19.10.2017
С 19 октября 2017 года на позицию директора компании TEZ TOUR в Украине назначен Александр Новиковский.
03.10.2017
Turkish Airlines протягом багатьох років надає своїм пасажирам лише п'ятизірковий сервіс і дана нагорода є підтвердженням відданості авіакомпанії своїй справі та являється стимулом для подальшого посилення лояльності пасажирів до бренду.
03.10.2017
Авиакомпания Lufthansa получила платиновый статус, возглавив рейтинг программы Fast Travel, основанный IATA. Таким образом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) отметила вклад авиакомпании в развитие мобильных сервисов для своих пассажиров.
02.10.2017
В продолжении начала партнерства Эмирейтс и flydubai, 2 октября 2017 года, объявили о том, что Эмирейтс добавит к своей марштрутной сети 29 направлений flydubai на трех континентах.
05.09.2017
Азербайджанская лоукост авиакомпания Buta Airways 5 сентября 2017 года начала выполнять рейс Киев-Баку из Международного аэропорта «Киев».
ЛОУКОСТЫ: ЭКСПАНСИЯ У ГРАНИЦ УКРАИНЫ Печать
После финансового кризиса 2008 года в Европе ужесточилась конкурентная борьба за авиапассажира. Она идет по трем основным фронтам: лоукосты против чартерных авиакомпаний (в связке с туроператорами), региональные и малые национальные компании против лоукостов и европейские сетевые компании против ближневосточной четверки (Turkish Airlines, Etihad Airways, Emirates Airlines, Qatar Airways).
Последние четыре года количество перевезенных пассажиров в Европе неуклоно растет из года в год. В то же самое время растет количество пассажиров, перевезенных лидерами рынка: в первой десятке крупнейших авиакомпаний Европы только Air Bеrlin показал по итогам 2015 года падение на 3%, все остальные росли в среднем почти на 10%.
Самая быстроразвивающаяся группа авиаперевозчиков в Европе -- лоукосты. Так, Ryanair вырос почти на 14% и со 101,4 млн. пассажиров стал крупнейшей авиакомпаний Европы и вторым авиаперевозчиком континента после Lufthansa Group (107,7 млн. перевезли вместе 9 авиакомпаний: Lufthansa, Lufthansa Regional, Lufthansa CityLine, Air Dolomiti, Germanwings, Swiss International Air Lines, Swiss Global Air Lines, Edelweiss Air, Austrian Airlines). Norwegian Air Shuttle вырос на 14,8%, Wizz Air -- на 18,4%, Vueling Airlines -- на 21,9% Pegasus Airlines -- на 17,4%. Скептики, правда, такой рост лоукостов, как и растущую популярность в Евросоюзе продуктовых сетей дискаунтеров, связывают в первую очередь с обеднением среднего класса и вынужденой экономией. Но это актуально в первую очередь для стран Западной Европы. Для наших же соседей -- Польши, Румынии, Венгрии -- причины роста активности лоукостов несколько иные.
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ЛОУКОСТОВ
Крупнейшие европейские лоукосты продолжают активно осваивать аэропорты Восточной Европы. Бизнес-модель европейских лоукостов построена на двух столпах: перевозка трудовых мигрантов из стран Восточной Европы в Западную и в Скандинавию, а также туристов на курорты Большого Средеземноморья (вплодь до Канар и Марокко). Если в первое десятелетие после вхождения стран Восточой Европы в ЕС лоукосты пассажиров отсюда возили только на заработки, то последние несколько лет они активно осваивают и курортные направления. Так, в летний сезон 2015 года лоукосты вывезли из Вильнюса только в Барселону столько пассажиров, сколько чартеры на 4 испанских курорта (Майорка, Тенерифе, Ибица, Коста-Брава и Коста-Дорада) вместе взятые. А ведь из Литвы Ryanair летает не только в Барселону, а еще и на Майорку, в Аликанте и Мадрид. Ryanair и Wizz Air стали активно летать на курорты Израиля из Литвы, Польши и Венгрии.  
В этом году на рынок собирается зайти и испанский авиаперевозчик Vueling Airlines, открывающий полеты из десяти аэропортов Прибалтики, Польши, Венгрии и Румынии в Барселону, ориентируясь в основном на туристов. При этом в Вильнюсе испанцы сумели получить дотацию от литовского правительства за открытие нового жизненно важного рейса -- на этом же направлении более двух лет уже успешно летают Ryanair и Wizz Air. А другой их испанский конкурент -- Volotea -- пока освоил только одно направление в нашем регионе: стал летать из Кишинева в Верону, специализируясь на большой молдавской диаспоре севера Италии.
ПОЛЬСКАЯ АВИАРЕВОЛЮЦИЯ
Самый активно осваиваемый лоукостами рынок в Восточной Европе -- Польша. Страна с 38 млн. населения занимает 6-е место в ЕС. Средняя заработная плата -- около EUR900, ВВП на душу населения -- $26400. И в придачу ко всему этому -- порядка 5-7 млн. поляков, эмигрировавших или временно выехавших на заработки в страны «старой Европы». Все это делает страну весьма привлекательной для лоукостов.
Из Польши туристические направления активно развивают и конкуренты Ryanair’а, в частности Norwegian. Обе компании в прошлом году запустили рейсы на Канарские острова (Тенерифе, Фуэртевентура, Гран-Канария). 2016 году Ryanair откроет из варшавского аэропорта Модлин еще 5 новых направлений -- Тулуза, Кельн, Гетеборг, Малага, Корфу. Из Гданьска авиакомпания запустит рейс на Милан.
В настоящее время Ryanair является крупнейшим авиаперевозчиком на польском рынке, перевозя свыше 30% пассажиров регулярных рейсов и около 27% всех рейсов. Национальный перевозчик LOT c 21% -- лишь на 3-м месте, уступая также Wizz Air. Для последнего польский рынок является самым крупным -- за 9 месяцев прошлого года авиакомпания перевезла 4,4 млн. пассажиров из/в Польшу.
Но главную революцию на авиационном рынке Польши устроил в прошлом году все тот же Ryanair. Лоукост впервые в своей истории запустил внутрение рейсы за пределами Британских островов и Западноевропейской тройки (Испании, Италии и Франции). Причем в последних он в основном специализируется на рейсах из промышленных городов на курорты. В Польше же Ryanair стал агрессивно осваивать полеты между мегаполисами страны, соединив Варшаву, Вроцлав, Гданьск и Катовице. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы, продавая билеты по стоимости автобуса, а то и ниже. Сентябрь 2015 года был отмечен громкой акцией «Все билеты внутри Польши по 7 злотых» (менее EUR2). В январе 2016 года акцию повторили, подняв стоимость билетов аж до 9 злотых. Авиакомпания умудряется продавать билеты так дешево в том числе благодаря многоступенчатым дотациям -- почти бесплатному обслуживанию в аэропортах страны, маркетинговой поддержке городов и прямым дотациям областей, куда выполняются рейсы. То есть Ryanair не только почти ничего не платит за обслуживание пассажиров в аэропорту Гданьска и Вроцлава (для других авиакомпаний сбор может составлять EUR14-35 и на посадке, и на высадке), но еще и получает прямую дотацию (по данным польской печати, около EUR15 в каждом аэропорту), а города за свой счет оплачивают всю рекламу рейсов авиакомпании к ним.
В результате такой агрессивной политики Ryanair вступил в острую конкуренцию не только с польским национальным перевозчиком -- 100%-но государственной авиакомпанией LOT, но и с государственными железными дорогами, а также с государственными автобусными линиями, которые также почувствовали отток пассажиров и уменьшение выручки. Все это вызвало недовольство со стороны представителей новой правящей националистической партии «Право и справедливость», которые пообещали разобраться с «безответственой и даже преступной практикой» дотирования из польского бюджета иностраной компании в ущерб национальному бизнесу и государственным интересам. Правда, побороть это пагубное наследие либеральных «попередников» центральному правительству Польши, учитывая степень децентрализации и самостоятельности регионов в принятии решений, будет не так и просто. Так что пока простой пассажир может воспользываться возможностью и дешево попутешествовать по Польше.
ОСВОЕНИЕ РУМЫНСКОГО НЕБА
Ryanair тем временем планирует активно осваивать еще один рынок на границе с Украиной. Авиакомпания намерена закрепиться на рынке Румынии. Это 7-я страна Евросоюза по населению (20 млн.) с довольно сложным рельефом (Карпаты) и хотя и не очень большими средней заработной платой (около EUR450) и ВВП на душу населения ($21500), но со значительной новой трудовой диаспорой в Западной Европе. До недавнего времени румынский рынок в основном интересовал лоукосты второго эшелона -- итальянский AirOne, испанский Vueling Airlines и венгерский Wizz Air.
Wizz Air доминирует на местном рынке, выполняя с восьми баз в Румынии полеты по 123 направлениям в 18 странах. Одно время авиаперевозчик даже заявлял о планах открыть дочернюю авиакомпанию в Румынии, но после вступления страны в ЕС и присоединения к общеевропейскому совместному авиапространству надобность в этом отпала, планы не были реализованы. А уже открытая авиакомпания в Болгарии закрыта (как позже и ее украинская «сестра»). В условиях общего авиапространства авиаперевозчику выгоднее летать из румынских и болгарских (как и украинских) аэропортов венгерской авиакомпанией, экономя на административных расходах. Wizz Air по итогам 2015 года лидирует среди авиакомпаний, работающих в Румынии. В прошлом году Wizz Air перевез в/из румынских аэропортов около 4,5 млн. пассажиров. На втором месте -- национальный перевозчик Tarom с 2,4 млн. пассажиров. Третью позицию занял румынский лоукост Blue Air, перевезя более 2 млн. пассажиров.
Так же Румыния стала единственной страной, в которой Wizz Air с лета 2016 года будет выполнять внутренние рейсы, например ежедневный Бухарест--Клуж--Напока (второй город в стране по количеству населения) на расстояние 300 км.
Ryanair в прошлом году открыл первую в Румынии базу в Бухаресте и летал по 8 маршрутам. Осенью 2016 года авиакопания откроет еще одну базу на западе страны -- в Тимишоара. Авиакомпания обязалась открыть 6 международных рейсов (в Берлин, Брюссель, Дюссельдорф, Франкфурт-Хан, Лондон-Станстед и Милан-Бергамо) и один внутренний (два раза в день до Бухареста). Ryanair обещает уже в первый год работы обслужить в Тимишоаре 575 тыс. пассажиров за год.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДОТАЦИЙ
Что несет активность лоукостов местному бизнесу, рынку и простым пассажирам? В целом для пассажиров агрессивный выход на рынок лоукостов -- явление положительное. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе: пока новые авиакомпании завоевывают рынок и развязывают ценовые войны, пассажиры могут воспользоваться супердешевыми предложениями на полеты. Правда, почти никто не задумывается, что за этот пир платит местный весьма небогатый бюджет (различные дотации полетов и аэропортов). По подсчетам аналитиков Ryanair, открытие базы авиакомпании в варшавском Модлине создало 2250 новых рабочих мест в польской столице (в основном в сфере обслуживания туристов). Пара тысяч новых рабочих мест -- это хороший аргумент в пользу дотаций, но в то же время умалчивается о том, что бурное развитие ударяет по местному бизнесу. Так, только в прошлом году рынок покинули Air Lituanica, Estonian Air, Cyprus Airways, Ten Airways. Треть сотрудников в начале прошлого года сократил Czech Airlines, а оставшимся уменьшили зарплату на 40%. Похожую реструктуризацию пережил и польский национальный авиаперевозчик LOT. Так что, возможно, новое руководство Польши и право, когда говорит, что республике в целом и местным властям в частности следует внимательно изучить целесообразность дотировать иностранные лоукосты. Пока же опыт явной протекции своей национальной государственной авиакомпании AirBaltic в Латвии показывает, как правительство может добиться баланса между развитием местного бизнеса и поддержанием низких цен на большем количестве направлений полетов из страны. Судя по последнему году работы, по этому же пути пошел и отечественный флагман МАУ, правда, пока без каких-либо видимых протекций со стороны государства.

Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

30 ОКТЯБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх