Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№5 (137), МАЙ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
27.06.2017
Обновленные Hotel Barriere Le Fouquet’s Paris и знаменитая брассери открываются в июле 2017 года после реновации, длившейся 6 месяцев, и вновь начинают принимать гостей.
22.06.2017
Lufthansa стала победителем международной премии Skytrax World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Европы».
19.06.2017
Драйайх, 14 июня 2017г. Beijing Capital Airlines (JD) присоединяется к партнёрской сети Hahn Air, которая насчитывает более 300 авиа-, ж/д и шаттл-перевозчиков.
19.06.2017
Wizz Air, крупнейшая лоу-кост авиакомпания в Центральной и Восточной Европе и ведущий лоу-кост авиаперевозчик Украины, 18 июня начала выполнять рейсы по новому маршруту из Международного аэропорта «Львов» им. Данила Галицкого в аэропорт Берлин-Шёнефельд.
16.06.2017
По данным Союза международных ассоциаций, количество международных съездов, проведенных в Дубае за 2016 год, выросло на 24% по сравнению с 2015 годом и на 138% по сравнению с 2012 годом
ЛОУКОСТЫ: ЭКСПАНСИЯ У ГРАНИЦ УКРАИНЫ Печать
После финансового кризиса 2008 года в Европе ужесточилась конкурентная борьба за авиапассажира. Она идет по трем основным фронтам: лоукосты против чартерных авиакомпаний (в связке с туроператорами), региональные и малые национальные компании против лоукостов и европейские сетевые компании против ближневосточной четверки (Turkish Airlines, Etihad Airways, Emirates Airlines, Qatar Airways).
Последние четыре года количество перевезенных пассажиров в Европе неуклоно растет из года в год. В то же самое время растет количество пассажиров, перевезенных лидерами рынка: в первой десятке крупнейших авиакомпаний Европы только Air Bеrlin показал по итогам 2015 года падение на 3%, все остальные росли в среднем почти на 10%.
Самая быстроразвивающаяся группа авиаперевозчиков в Европе -- лоукосты. Так, Ryanair вырос почти на 14% и со 101,4 млн. пассажиров стал крупнейшей авиакомпаний Европы и вторым авиаперевозчиком континента после Lufthansa Group (107,7 млн. перевезли вместе 9 авиакомпаний: Lufthansa, Lufthansa Regional, Lufthansa CityLine, Air Dolomiti, Germanwings, Swiss International Air Lines, Swiss Global Air Lines, Edelweiss Air, Austrian Airlines). Norwegian Air Shuttle вырос на 14,8%, Wizz Air -- на 18,4%, Vueling Airlines -- на 21,9% Pegasus Airlines -- на 17,4%. Скептики, правда, такой рост лоукостов, как и растущую популярность в Евросоюзе продуктовых сетей дискаунтеров, связывают в первую очередь с обеднением среднего класса и вынужденой экономией. Но это актуально в первую очередь для стран Западной Европы. Для наших же соседей -- Польши, Румынии, Венгрии -- причины роста активности лоукостов несколько иные.
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ЛОУКОСТОВ
Крупнейшие европейские лоукосты продолжают активно осваивать аэропорты Восточной Европы. Бизнес-модель европейских лоукостов построена на двух столпах: перевозка трудовых мигрантов из стран Восточной Европы в Западную и в Скандинавию, а также туристов на курорты Большого Средеземноморья (вплодь до Канар и Марокко). Если в первое десятелетие после вхождения стран Восточой Европы в ЕС лоукосты пассажиров отсюда возили только на заработки, то последние несколько лет они активно осваивают и курортные направления. Так, в летний сезон 2015 года лоукосты вывезли из Вильнюса только в Барселону столько пассажиров, сколько чартеры на 4 испанских курорта (Майорка, Тенерифе, Ибица, Коста-Брава и Коста-Дорада) вместе взятые. А ведь из Литвы Ryanair летает не только в Барселону, а еще и на Майорку, в Аликанте и Мадрид. Ryanair и Wizz Air стали активно летать на курорты Израиля из Литвы, Польши и Венгрии.  
В этом году на рынок собирается зайти и испанский авиаперевозчик Vueling Airlines, открывающий полеты из десяти аэропортов Прибалтики, Польши, Венгрии и Румынии в Барселону, ориентируясь в основном на туристов. При этом в Вильнюсе испанцы сумели получить дотацию от литовского правительства за открытие нового жизненно важного рейса -- на этом же направлении более двух лет уже успешно летают Ryanair и Wizz Air. А другой их испанский конкурент -- Volotea -- пока освоил только одно направление в нашем регионе: стал летать из Кишинева в Верону, специализируясь на большой молдавской диаспоре севера Италии.
ПОЛЬСКАЯ АВИАРЕВОЛЮЦИЯ
Самый активно осваиваемый лоукостами рынок в Восточной Европе -- Польша. Страна с 38 млн. населения занимает 6-е место в ЕС. Средняя заработная плата -- около EUR900, ВВП на душу населения -- $26400. И в придачу ко всему этому -- порядка 5-7 млн. поляков, эмигрировавших или временно выехавших на заработки в страны «старой Европы». Все это делает страну весьма привлекательной для лоукостов.
Из Польши туристические направления активно развивают и конкуренты Ryanair’а, в частности Norwegian. Обе компании в прошлом году запустили рейсы на Канарские острова (Тенерифе, Фуэртевентура, Гран-Канария). 2016 году Ryanair откроет из варшавского аэропорта Модлин еще 5 новых направлений -- Тулуза, Кельн, Гетеборг, Малага, Корфу. Из Гданьска авиакомпания запустит рейс на Милан.
В настоящее время Ryanair является крупнейшим авиаперевозчиком на польском рынке, перевозя свыше 30% пассажиров регулярных рейсов и около 27% всех рейсов. Национальный перевозчик LOT c 21% -- лишь на 3-м месте, уступая также Wizz Air. Для последнего польский рынок является самым крупным -- за 9 месяцев прошлого года авиакомпания перевезла 4,4 млн. пассажиров из/в Польшу.
Но главную революцию на авиационном рынке Польши устроил в прошлом году все тот же Ryanair. Лоукост впервые в своей истории запустил внутрение рейсы за пределами Британских островов и Западноевропейской тройки (Испании, Италии и Франции). Причем в последних он в основном специализируется на рейсах из промышленных городов на курорты. В Польше же Ryanair стал агрессивно осваивать полеты между мегаполисами страны, соединив Варшаву, Вроцлав, Гданьск и Катовице. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы, продавая билеты по стоимости автобуса, а то и ниже. Сентябрь 2015 года был отмечен громкой акцией «Все билеты внутри Польши по 7 злотых» (менее EUR2). В январе 2016 года акцию повторили, подняв стоимость билетов аж до 9 злотых. Авиакомпания умудряется продавать билеты так дешево в том числе благодаря многоступенчатым дотациям -- почти бесплатному обслуживанию в аэропортах страны, маркетинговой поддержке городов и прямым дотациям областей, куда выполняются рейсы. То есть Ryanair не только почти ничего не платит за обслуживание пассажиров в аэропорту Гданьска и Вроцлава (для других авиакомпаний сбор может составлять EUR14-35 и на посадке, и на высадке), но еще и получает прямую дотацию (по данным польской печати, около EUR15 в каждом аэропорту), а города за свой счет оплачивают всю рекламу рейсов авиакомпании к ним.
В результате такой агрессивной политики Ryanair вступил в острую конкуренцию не только с польским национальным перевозчиком -- 100%-но государственной авиакомпанией LOT, но и с государственными железными дорогами, а также с государственными автобусными линиями, которые также почувствовали отток пассажиров и уменьшение выручки. Все это вызвало недовольство со стороны представителей новой правящей националистической партии «Право и справедливость», которые пообещали разобраться с «безответственой и даже преступной практикой» дотирования из польского бюджета иностраной компании в ущерб национальному бизнесу и государственным интересам. Правда, побороть это пагубное наследие либеральных «попередников» центральному правительству Польши, учитывая степень децентрализации и самостоятельности регионов в принятии решений, будет не так и просто. Так что пока простой пассажир может воспользываться возможностью и дешево попутешествовать по Польше.
ОСВОЕНИЕ РУМЫНСКОГО НЕБА
Ryanair тем временем планирует активно осваивать еще один рынок на границе с Украиной. Авиакомпания намерена закрепиться на рынке Румынии. Это 7-я страна Евросоюза по населению (20 млн.) с довольно сложным рельефом (Карпаты) и хотя и не очень большими средней заработной платой (около EUR450) и ВВП на душу населения ($21500), но со значительной новой трудовой диаспорой в Западной Европе. До недавнего времени румынский рынок в основном интересовал лоукосты второго эшелона -- итальянский AirOne, испанский Vueling Airlines и венгерский Wizz Air.
Wizz Air доминирует на местном рынке, выполняя с восьми баз в Румынии полеты по 123 направлениям в 18 странах. Одно время авиаперевозчик даже заявлял о планах открыть дочернюю авиакомпанию в Румынии, но после вступления страны в ЕС и присоединения к общеевропейскому совместному авиапространству надобность в этом отпала, планы не были реализованы. А уже открытая авиакомпания в Болгарии закрыта (как позже и ее украинская «сестра»). В условиях общего авиапространства авиаперевозчику выгоднее летать из румынских и болгарских (как и украинских) аэропортов венгерской авиакомпанией, экономя на административных расходах. Wizz Air по итогам 2015 года лидирует среди авиакомпаний, работающих в Румынии. В прошлом году Wizz Air перевез в/из румынских аэропортов около 4,5 млн. пассажиров. На втором месте -- национальный перевозчик Tarom с 2,4 млн. пассажиров. Третью позицию занял румынский лоукост Blue Air, перевезя более 2 млн. пассажиров.
Так же Румыния стала единственной страной, в которой Wizz Air с лета 2016 года будет выполнять внутренние рейсы, например ежедневный Бухарест--Клуж--Напока (второй город в стране по количеству населения) на расстояние 300 км.
Ryanair в прошлом году открыл первую в Румынии базу в Бухаресте и летал по 8 маршрутам. Осенью 2016 года авиакопания откроет еще одну базу на западе страны -- в Тимишоара. Авиакомпания обязалась открыть 6 международных рейсов (в Берлин, Брюссель, Дюссельдорф, Франкфурт-Хан, Лондон-Станстед и Милан-Бергамо) и один внутренний (два раза в день до Бухареста). Ryanair обещает уже в первый год работы обслужить в Тимишоаре 575 тыс. пассажиров за год.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДОТАЦИЙ
Что несет активность лоукостов местному бизнесу, рынку и простым пассажирам? В целом для пассажиров агрессивный выход на рынок лоукостов -- явление положительное. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе: пока новые авиакомпании завоевывают рынок и развязывают ценовые войны, пассажиры могут воспользоваться супердешевыми предложениями на полеты. Правда, почти никто не задумывается, что за этот пир платит местный весьма небогатый бюджет (различные дотации полетов и аэропортов). По подсчетам аналитиков Ryanair, открытие базы авиакомпании в варшавском Модлине создало 2250 новых рабочих мест в польской столице (в основном в сфере обслуживания туристов). Пара тысяч новых рабочих мест -- это хороший аргумент в пользу дотаций, но в то же время умалчивается о том, что бурное развитие ударяет по местному бизнесу. Так, только в прошлом году рынок покинули Air Lituanica, Estonian Air, Cyprus Airways, Ten Airways. Треть сотрудников в начале прошлого года сократил Czech Airlines, а оставшимся уменьшили зарплату на 40%. Похожую реструктуризацию пережил и польский национальный авиаперевозчик LOT. Так что, возможно, новое руководство Польши и право, когда говорит, что республике в целом и местным властям в частности следует внимательно изучить целесообразность дотировать иностранные лоукосты. Пока же опыт явной протекции своей национальной государственной авиакомпании AirBaltic в Латвии показывает, как правительство может добиться баланса между развитием местного бизнеса и поддержанием низких цен на большем количестве направлений полетов из страны. Судя по последнему году работы, по этому же пути пошел и отечественный флагман МАУ, правда, пока без каких-либо видимых протекций со стороны государства.

Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

22 июня


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх