Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№11 (143), НОЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
13.12.2017
В преддверии праздников и зимних школьных каникул курорт Jumeirah Vittaveli представляет первый ледовый каток на Мальдивах, который сделает новогоднюю атмосферу в Jumeirah Vittaveli еще более волшебной.
13.12.2017
Представители индустрии признали Wizz Air лучшей авиакомпанией Европы
08.12.2017
Группа отелей Bulgari Hotels & Resorts с гордостью объявляет об открытии 7 декабря 2017 года, в четверг, отеля Bulgari Resort Dubai на частном острове Jumeira Bay.
27.11.2017
Новые маршруты из аэропортов Харькова и Львова
22.11.2017
В период с января по сентябрь зарегистрировано повышение туристического потока на 7,5%.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА Печать
Несмотря на то что 2015 год для экономики Украины и населения выдался практически таким же тяжелым, как и предыдущий, для украинской авиации он прошел менее драматично. Самыми главными достижениями отрасли стали стабилизация ситуации и практически прекратившееся падение, вопреки пессимистическим прогнозам начала года.
ЦИФРЫ
По итогам 10 месяцев все украинские аэропорты обслужили 9,2 млн. пассажиров, что всего на 2% меньше аналогичного показателя прошлого года. Количество пассажиров на международных рейсах снизилось на 1%, а на внутренних -- на 9%. Из них примерно до 60% пассажиров перевезено украинскими авиакомпаниями. За 9 месяцев 2015 года украинские авиакомпании перевезли 4,9 млн. пассажиров, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Из них 74% пассажиров перевезла МАУ (за тот же период прошлого года было 57%), а внутренних рейсах -- почти 95%.
На международных линиях украинскими авиакомпаниями перевезено 4,4 млн. пассажиров (-4%). На внутренних линиях перевезено 460 тыс. пассажиров (-11%). Основными причинами сокращения пассажиропотока однозначно являются снижение благосостояния населения, конфликт на востоке страны и с Россией и вызванная им потеря двух крупнейших региональных аэропортов-миллионников (Симферополь и Донецк). Кроме того, пассажиропоток в Украину существенно снижает плохая телевизионная картинка, которую постоянно может наблюдать потенциальный турист независимо от места проживания, что в ЕС, что в Израиле, что в странах СНГ (особенно в России).
По предварительным прогнозам, за полный 2015 год количество пассажиров всех аэропортов Украины составит около 10 млн., что примерно на 30% меньше результатов докризисного 2013 года. Также можно предположить, что в 2015 году украинские авиакомпании перевезут до 6 млн. пассажиров, что соответствует объемам первого послекризисного 2010 года.
РОКИРОВКИ
В 2015 году украинский рынок продолжили покидать авиакомпании с иностранными инвестициями -- в феврале о закрытии объявили чартерные «Харьковские авиалинии» (авиакомпания аффилирована с туроператором Pegas Touristik), в марте венгерские инвесторы заявили о замораживании деятельности лоукоста WizzAir Ukraina, в сентябре российский «ЮТэйр» окончательно избавился от украинской «дочки», продав ее давнему партнеру -- турецкому туроператору Anex Tour, и теперь это авиакомпания Azur Air Ukraina. На этом фоне знаковым событием стал запуск регулярных рейсов новой авиакомпании «АтласГлобал Украина» -- «дочки» турецкого авиаперевозчика. В ноябре, после полуторалетней судебной войны с МАУ и авиационными властями Украины, авиакомпания, получив от авиавластей запрашиваемые направления, начала выполнять регулярные полеты из Львова, Запорожья и Харькова в Стамбул. Правда, благодаря очень агрессивной PR-компании украинский пассажир ждал от турок чуда: очень низких цен за сервис выше среднего, что вряд ли возможно в принципе, но народ не интересует логика -- он хочет всего, сразу и задаром.  
Надо отметить, что WizzAir не полностью ушел с украинского рынка -- наиболее прибыльные направления авиакомпании теперь выполняются под позывными материнской компании, правда, все перевозки, а также рабочие места и налоги уже идут в пользу Венгрии.
Как и в 2014 году, в текущем с украинского рынка уходили иностранные авиакомпании. В основном по экономическим причинам, но главный уход все-таки стал политическим. С вводом зимнего расписания было прекращено прямое авиасообщение с Российской Федерацией, в результате чего в Украину перестали летать российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», UTair, S7 и «Россия», а наши аэропорты потеряли в целом 175 рейсов еженедельно и около 100 тыс. пассажиров в месяц. До трети этих пассажиров переориентировалось на другие (транзитные) авиамарщруты к «северному соседу», остальные воспользовались другим транспортом, а чаще просто отменили путешествие в/через Россию. Из украинских авиакомпаний больше всех от запрета пострадали МАУ, выполнявшая основную часть рейсов в РФ, а также «Днеправиа» и «Мотор Сич».
ПАССАЖИРОПОТОК
После потери аэропортов в Крыму и на Донбассе львиная часть пассажиров пользуется столичным авиаузлом. За 10 первых месяцев 2015 года через аэропорт Борисполь (обслужил 6,2 млн. пассажиров) и Киев (834 тыс. пассажиров) прошло 76,5% всех авиапассажиров страны (в 2013 году было 59,5%). Эти два аэропорта стали крупнейшими в стране. Надо отметить, что Борисполь -- один из четырех украинских аэропортов, в котором растет пассажиропоток -- на 6,2% за 10 месяцев, хотя по итогам года ожидается меньше из-за закрытия российских направлений. В Жулянах же, наоборот, продолжается падение (-11,9%), обусловленное как сворачиванием регулярных полетов «ЮТэйр Украина», так и уходом с рынка «Визз Эйр Украина». В целом по году ситуация в Жулянах будет еще хуже из-за закрытия рейсов «Трансаэро». Важнейшей причиной положительной динамики в Борисполе стала нормализация отношений аэропорта с базовым перевозчиков -- МАУ, который продолжает развивать хабовую модель и привлекает международный трансферный пассажиропоток. В летние месяцы транзитные пассажиры составляли до 50% всего потока авиакомпании, что позволяет авиакомпании содержать большую часть направлений, которые иначе просто не дотягивали бы до необходимой коммерческой загрузки.
Значительно хуже дела у восточных аэропортов -- никак не оправдались надежды местных руководителей на поток пассажиров из лишившихся своих воздушных гаваней районов Донбасса -- война не способствует путешествиям. А экономика региона продолжает падать, как и во всей стране. С ней снижается и пассажиропоток. Так, аэропорт Харьков за указанный период перевез 311 тыс. пассажиров (-19,9% к прошлому году), аэропорт Днепропетровск -- 298 тыс. пассажиров (-23,9%). Падение последнего обусловлено в том числе и неожиданным оживлением соседнего Запорожья -- сюда открыли рейсы МАУ (на Киев) и «АтласГлобал Украина» (из Стамбула). В результате аэропорт обслужил 106 тыс. пассажиров (+59,5%) и смог превысить свои показатели даже 2013 года, за колторый было перевезено всего 75 тыс. человек. До конца года новые рейсы отсюда на Стамбул запустят еще Pegasus Airlines и Turkish Airlines, а «Мотор Сич» вместо Москвы начнет летать в Минск.
Очень хорошую динамику показали южные аэропорты. Одесса обслужила 828 тыс. пассажиров (рост в 13,5% обусловлен нормализацией политической обстановки в регионе, открытием новых рейсов МАУ по девяти направлениям, а также нескольких новых рейсов другими авиакомпаниями -- Yanair и Georgian Airways.
Аэропорт Херсон обслужил 52 тыс. пассажиров, показав увеличение в 25 раз благодаря открытию рейса Turkish Airlines из Стамбула и обслуживанию пассажиров из соседних регионов, в том числе, возможно, и из Крыма.
Аэропорт Львов обслужил 494 тыс. пассажиров (-3,7%). Падение, связанное с уходом «Визз Эйр Украина», частично компенсировало открытие новых направлений МАУ в Тель-Авив, Болонью, Мадрид, Рим и Одессу. Рейсы оказались весьма востребованными.
Следует отметить, что прекращение с 25 октября 2015 года прямого авиасообщения между Украиной и РФ усугубит падение рынка авиаперевозок Украины. Особенно пострадают столичные аэропорты Борисполь и Киев, а также аэропорты Одесса, Днепропетровск и Львов.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
Подводя первые итоги уходящего года, можно констатировать, что несмотря на продолжающую ухудшаться экономическую ситуацию в стране авиационная отрасль сумела достичь стабильности. Благополучная ситуация складывается в тех аэропортах, где базируется сильный перевозчик (МАУ в Борисполе и частично в Одессе и Львове), а также там, куда сумели привлечь полеты больших агрессивных авиаперевозчиков (Turkish Airlines в Херсоне и частично другие турецкие авиакомпании в Запорожье). Этот опыт стоит развивать, увеличив количество направлений полетов из названных городов в следующем сезоне и стараясь заманить перевозчиков, в первую очередь турецкие авиакомпании, в малые аэропорты.
Херсонский успех должен стать хорошим примером для Черновцов, Ужгорода, Кировограда, Полтавы, Винницы и, возможно, Ровно с Кривым Рогом. К сожалению, все эти аэропорты сейчас фактически не интересны местным авиакомпаниям, в частности МАУ, открытие же прямых полетов в Стамбул или Анкару может дать им новый шанс на жизнь и привлечь в регион турецких туристов. Также открытие прямого рейса Львов-Баку показало хороший потенциал таких направлений, позволяющих привлечь традиционных туристов из СНГ на наши курорты. Возможно, в следующем году Львов и Одесса получат прямое авиасообщение со всеми столицами Закавказья, а также с ключевыми городами Центральной Азии. Хороший туристический потенциал у прямого рейса Одесса-Иран.
А вот европейские авиакомпании, несмотря на частично введенный режим открытого неба, на украинский рынок пока не спешат. Как заметил автору в частной беседе топ-менеджер одного из крупнейших европейских лоукостеров, «Украина нам будет интересна, когда там будет рынок -- зарплата у людей и безвизовый режим в Европу». С этим аргументом трудно поспорить, учитывая, что сейчас средняя зарплата в Украине самая низкая в Европе -- EUR180 (в 2 раза меньше, чем в Молдове), а шенгенскую визу имеет менее 1% населения, да и просто загранпаспорт, по разным оценкам, есть не более чем у 15% граждан страны. Стоит ли после этого удивляться, что уже второй год подряд количество украинцев, хоть раз в году воспользовавшихся авиатранспортом, не превышает 5% населения.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

22 ДЕКАБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх