Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№7 (139), ИЮЛЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
16.08.2017
Рады сообщить о первых новых маршрутах на летний сезон 2018 года, который начнется 27 марта 2018 года.
16.08.2017
Wizz Air, крупнейший лоукост-авиаперевозчик в Центральной и Восточной Европе, вчера объявила о новой услуге – Fare Lock, которая позволит пассажирам на 48 часов закрепить за собой тариф, выбранный на определённый рейс и пакет услуг.
16.08.2017
За даними Міністерства культури та туризму Турецької Республіки кількість українських туристів продовжує зростати. За період січень-червень 2017 року Україна у ТОП-10 країн-лідерів турпотоку до Туреччини піднялася на 7 місце, продемонструвавши зростання на 27,77%.
21.07.2017
Группа AccorHotels представляет бутик-отель Hotel De Paris − первый отель Группы в Одессе, открытие которого знаменует премьеру бренда MGallery by Sofitel в регионе Россия, страны СНГ и Грузия.
21.07.2017
Норвежская низкобюджетная авиакомпания Norwegian совершила первый трансатлантический перелет на узкофюзеляжном Boeing 737MAX. Рейс состоялся 15 июля 2017 года.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА Печать
Несмотря на то что 2015 год для экономики Украины и населения выдался практически таким же тяжелым, как и предыдущий, для украинской авиации он прошел менее драматично. Самыми главными достижениями отрасли стали стабилизация ситуации и практически прекратившееся падение, вопреки пессимистическим прогнозам начала года.
ЦИФРЫ
По итогам 10 месяцев все украинские аэропорты обслужили 9,2 млн. пассажиров, что всего на 2% меньше аналогичного показателя прошлого года. Количество пассажиров на международных рейсах снизилось на 1%, а на внутренних -- на 9%. Из них примерно до 60% пассажиров перевезено украинскими авиакомпаниями. За 9 месяцев 2015 года украинские авиакомпании перевезли 4,9 млн. пассажиров, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Из них 74% пассажиров перевезла МАУ (за тот же период прошлого года было 57%), а внутренних рейсах -- почти 95%.
На международных линиях украинскими авиакомпаниями перевезено 4,4 млн. пассажиров (-4%). На внутренних линиях перевезено 460 тыс. пассажиров (-11%). Основными причинами сокращения пассажиропотока однозначно являются снижение благосостояния населения, конфликт на востоке страны и с Россией и вызванная им потеря двух крупнейших региональных аэропортов-миллионников (Симферополь и Донецк). Кроме того, пассажиропоток в Украину существенно снижает плохая телевизионная картинка, которую постоянно может наблюдать потенциальный турист независимо от места проживания, что в ЕС, что в Израиле, что в странах СНГ (особенно в России).
По предварительным прогнозам, за полный 2015 год количество пассажиров всех аэропортов Украины составит около 10 млн., что примерно на 30% меньше результатов докризисного 2013 года. Также можно предположить, что в 2015 году украинские авиакомпании перевезут до 6 млн. пассажиров, что соответствует объемам первого послекризисного 2010 года.
РОКИРОВКИ
В 2015 году украинский рынок продолжили покидать авиакомпании с иностранными инвестициями -- в феврале о закрытии объявили чартерные «Харьковские авиалинии» (авиакомпания аффилирована с туроператором Pegas Touristik), в марте венгерские инвесторы заявили о замораживании деятельности лоукоста WizzAir Ukraina, в сентябре российский «ЮТэйр» окончательно избавился от украинской «дочки», продав ее давнему партнеру -- турецкому туроператору Anex Tour, и теперь это авиакомпания Azur Air Ukraina. На этом фоне знаковым событием стал запуск регулярных рейсов новой авиакомпании «АтласГлобал Украина» -- «дочки» турецкого авиаперевозчика. В ноябре, после полуторалетней судебной войны с МАУ и авиационными властями Украины, авиакомпания, получив от авиавластей запрашиваемые направления, начала выполнять регулярные полеты из Львова, Запорожья и Харькова в Стамбул. Правда, благодаря очень агрессивной PR-компании украинский пассажир ждал от турок чуда: очень низких цен за сервис выше среднего, что вряд ли возможно в принципе, но народ не интересует логика -- он хочет всего, сразу и задаром.  
Надо отметить, что WizzAir не полностью ушел с украинского рынка -- наиболее прибыльные направления авиакомпании теперь выполняются под позывными материнской компании, правда, все перевозки, а также рабочие места и налоги уже идут в пользу Венгрии.
Как и в 2014 году, в текущем с украинского рынка уходили иностранные авиакомпании. В основном по экономическим причинам, но главный уход все-таки стал политическим. С вводом зимнего расписания было прекращено прямое авиасообщение с Российской Федерацией, в результате чего в Украину перестали летать российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», UTair, S7 и «Россия», а наши аэропорты потеряли в целом 175 рейсов еженедельно и около 100 тыс. пассажиров в месяц. До трети этих пассажиров переориентировалось на другие (транзитные) авиамарщруты к «северному соседу», остальные воспользовались другим транспортом, а чаще просто отменили путешествие в/через Россию. Из украинских авиакомпаний больше всех от запрета пострадали МАУ, выполнявшая основную часть рейсов в РФ, а также «Днеправиа» и «Мотор Сич».
ПАССАЖИРОПОТОК
После потери аэропортов в Крыму и на Донбассе львиная часть пассажиров пользуется столичным авиаузлом. За 10 первых месяцев 2015 года через аэропорт Борисполь (обслужил 6,2 млн. пассажиров) и Киев (834 тыс. пассажиров) прошло 76,5% всех авиапассажиров страны (в 2013 году было 59,5%). Эти два аэропорта стали крупнейшими в стране. Надо отметить, что Борисполь -- один из четырех украинских аэропортов, в котором растет пассажиропоток -- на 6,2% за 10 месяцев, хотя по итогам года ожидается меньше из-за закрытия российских направлений. В Жулянах же, наоборот, продолжается падение (-11,9%), обусловленное как сворачиванием регулярных полетов «ЮТэйр Украина», так и уходом с рынка «Визз Эйр Украина». В целом по году ситуация в Жулянах будет еще хуже из-за закрытия рейсов «Трансаэро». Важнейшей причиной положительной динамики в Борисполе стала нормализация отношений аэропорта с базовым перевозчиков -- МАУ, который продолжает развивать хабовую модель и привлекает международный трансферный пассажиропоток. В летние месяцы транзитные пассажиры составляли до 50% всего потока авиакомпании, что позволяет авиакомпании содержать большую часть направлений, которые иначе просто не дотягивали бы до необходимой коммерческой загрузки.
Значительно хуже дела у восточных аэропортов -- никак не оправдались надежды местных руководителей на поток пассажиров из лишившихся своих воздушных гаваней районов Донбасса -- война не способствует путешествиям. А экономика региона продолжает падать, как и во всей стране. С ней снижается и пассажиропоток. Так, аэропорт Харьков за указанный период перевез 311 тыс. пассажиров (-19,9% к прошлому году), аэропорт Днепропетровск -- 298 тыс. пассажиров (-23,9%). Падение последнего обусловлено в том числе и неожиданным оживлением соседнего Запорожья -- сюда открыли рейсы МАУ (на Киев) и «АтласГлобал Украина» (из Стамбула). В результате аэропорт обслужил 106 тыс. пассажиров (+59,5%) и смог превысить свои показатели даже 2013 года, за колторый было перевезено всего 75 тыс. человек. До конца года новые рейсы отсюда на Стамбул запустят еще Pegasus Airlines и Turkish Airlines, а «Мотор Сич» вместо Москвы начнет летать в Минск.
Очень хорошую динамику показали южные аэропорты. Одесса обслужила 828 тыс. пассажиров (рост в 13,5% обусловлен нормализацией политической обстановки в регионе, открытием новых рейсов МАУ по девяти направлениям, а также нескольких новых рейсов другими авиакомпаниями -- Yanair и Georgian Airways.
Аэропорт Херсон обслужил 52 тыс. пассажиров, показав увеличение в 25 раз благодаря открытию рейса Turkish Airlines из Стамбула и обслуживанию пассажиров из соседних регионов, в том числе, возможно, и из Крыма.
Аэропорт Львов обслужил 494 тыс. пассажиров (-3,7%). Падение, связанное с уходом «Визз Эйр Украина», частично компенсировало открытие новых направлений МАУ в Тель-Авив, Болонью, Мадрид, Рим и Одессу. Рейсы оказались весьма востребованными.
Следует отметить, что прекращение с 25 октября 2015 года прямого авиасообщения между Украиной и РФ усугубит падение рынка авиаперевозок Украины. Особенно пострадают столичные аэропорты Борисполь и Киев, а также аэропорты Одесса, Днепропетровск и Львов.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
Подводя первые итоги уходящего года, можно констатировать, что несмотря на продолжающую ухудшаться экономическую ситуацию в стране авиационная отрасль сумела достичь стабильности. Благополучная ситуация складывается в тех аэропортах, где базируется сильный перевозчик (МАУ в Борисполе и частично в Одессе и Львове), а также там, куда сумели привлечь полеты больших агрессивных авиаперевозчиков (Turkish Airlines в Херсоне и частично другие турецкие авиакомпании в Запорожье). Этот опыт стоит развивать, увеличив количество направлений полетов из названных городов в следующем сезоне и стараясь заманить перевозчиков, в первую очередь турецкие авиакомпании, в малые аэропорты.
Херсонский успех должен стать хорошим примером для Черновцов, Ужгорода, Кировограда, Полтавы, Винницы и, возможно, Ровно с Кривым Рогом. К сожалению, все эти аэропорты сейчас фактически не интересны местным авиакомпаниям, в частности МАУ, открытие же прямых полетов в Стамбул или Анкару может дать им новый шанс на жизнь и привлечь в регион турецких туристов. Также открытие прямого рейса Львов-Баку показало хороший потенциал таких направлений, позволяющих привлечь традиционных туристов из СНГ на наши курорты. Возможно, в следующем году Львов и Одесса получат прямое авиасообщение со всеми столицами Закавказья, а также с ключевыми городами Центральной Азии. Хороший туристический потенциал у прямого рейса Одесса-Иран.
А вот европейские авиакомпании, несмотря на частично введенный режим открытого неба, на украинский рынок пока не спешат. Как заметил автору в частной беседе топ-менеджер одного из крупнейших европейских лоукостеров, «Украина нам будет интересна, когда там будет рынок -- зарплата у людей и безвизовый режим в Европу». С этим аргументом трудно поспорить, учитывая, что сейчас средняя зарплата в Украине самая низкая в Европе -- EUR180 (в 2 раза меньше, чем в Молдове), а шенгенскую визу имеет менее 1% населения, да и просто загранпаспорт, по разным оценкам, есть не более чем у 15% граждан страны. Стоит ли после этого удивляться, что уже второй год подряд количество украинцев, хоть раз в году воспользовавшихся авиатранспортом, не превышает 5% населения.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты
 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

23 АВГУСТА


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх