Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№7 (139), ИЮЛЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
05.09.2017
Азербайджанская лоукост авиакомпания Buta Airways 5 сентября 2017 года начала выполнять рейс Киев-Баку из Международного аэропорта «Киев».
28.08.2017
Поставка второго самолёта, запуск 5 новых маршрутов, еще больше рабочих мест
16.08.2017
Рады сообщить о первых новых маршрутах на летний сезон 2018 года, который начнется 27 марта 2018 года.
16.08.2017
Wizz Air, крупнейший лоукост-авиаперевозчик в Центральной и Восточной Европе, вчера объявила о новой услуге – Fare Lock, которая позволит пассажирам на 48 часов закрепить за собой тариф, выбранный на определённый рейс и пакет услуг.
16.08.2017
За даними Міністерства культури та туризму Турецької Республіки кількість українських туристів продовжує зростати. За період січень-червень 2017 року Україна у ТОП-10 країн-лідерів турпотоку до Туреччини піднялася на 7 місце, продемонструвавши зростання на 27,77%.
ОТДЫХ В УКРАИНЕ: НОВЫЙ ТРЕНД ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Печать
Вот и пришла пора подвести итоги летнего курортного сезона. После провального 2014 года, когда украинские туристы откладывали заграничные поездки до лучших времен и боялись перемещаться по Украине, лето-2015 стало серьезным испытанием для украинских курортов.
С одной стороны, можно было предугадать, что миллионы туристов, ранее ездивших на отдых в Крым, теперь распределятся по другим черноморским курортам. С другой стороны, еще весной на востоке страны шли военные действия. Черноморские курорты жили в ожидании, при этом государство не вкладывало в развитие туристической инфраструктуры серьезные средства, которых попросту нет.
Сезон-2015 превзошел все ожидания. Отельная база Одесской, Херсонской, Николаевской и Запорожской области была заполнена практически на 100%. Случился эффект отложенного спроса: все туристы, которые не смогли поехать на отдых в 2014 году, ринулись на курорты этим летом. Такой же эффект произошел зимой 2015 года в Карпатах после событий Майдана. С чем же связано увеличение спроса на внутриукраинский туризм?
Мы опросили специалистов туристической и отельной сферы и задали им вопросы, касающиеся итогов прошедшего сезона. В некоторых вопросах мнения полярно разошлись. Это связано в первую очередь с тем, что не все курорты Черноморского побережья могут предоставить качественный сервис, удобную логистику и наличие туристической инфраструктуры.
Почему прошедшим летом украинцы выбрали отдых в Украине? Их выбор связан с падением гривны или же с патриотическим желанием потратить деньги на родине?
Александр Чорный, редактор журнала «Академия гостеприимства»:
Скорее, произошло наложение двух факторов: волны патриотизма и трехкратного удешевления национальной валюты. Второй момент имел куда большее влияние: если взять во внимание средний уровень зарплат украинцев (порядка 3500 грн. по официальной статистике и, может быть, 4500-5000 грн. реально -- и то в крупных городах), то становится понятно, что такого дохода никак не хватит даже на самый бюджетный отдых за границей. В разгар сезона отпусков 7 ночей в отелях категории 3* популярных ранее Турции и Египта предлагались по цене от $350 на человека. Иными словами, семье из двух человек на недельный отпуск требовалось минимум 15-18 тыс. грн. Поэтому о патриотической составляющей говорить, конечно, можно, но крайне осторожно. И не потому что она не имела место, а скорее, по причине того, что сам патриотизм никак не подкреплен качественным сервисом.
Алексей Евченко, советник по туризму в Министерстве экономического развития и торговли Украины:
Мне кажется, что это сумма всех факторов. Первый фактор -- у нас не стало Крыма. Многие наши соотечественники привыкли отдыхать в Крыму: общаться на родном языке, есть знакомые продукты и ориентироваться на внутренние цены. Отсутствие Крыма привело к тому, что большинство людей поехало отдыхать к морю в Одесскую область, что спровоцировало туристический бум и привело к почти 100%-ной заполняемости гостиниц, санаториев и частных апартаментов. Херсонская и Николаевская области тоже оказались востребованы, но здесь нужно смотреть на конкретные точки -- в целом там было меньше туристов, чем в Одесской области.
Летний морской сезон стал успешным, но как при этом со своей задачей справились курорты и отели?
Алексей Евченко:
Я бы сказал, что курорты скорее справились, чем нет. Но время покажет, потому что об этом не судят по итогам одного курортного сезона. Если турист получил отрицательный опыт в этом году, то в следующем он вряд ли приедет. Этим летом Одесса действительно очень хорошо принимала людей как в отелях, так и в ресторанах. Но уже в сентябре стала заметна определенная расслабленность гостиничного и ресторанного персонала. А это -- следствие расслабленности собственников и показатель отношения к туристам: «У них все равно нет выбора, поэтому не стоит и стараться». Такого точно не наблюдалось в 2014 году, когда ценился каждый турист и все боролись за качественное обслуживание даже по окончании высокого сезона. Необходимо, чтобы качество обслуживания было в любое время года одинаковым: при наплыве туристов и в более низкий сезон.
Владимир Царук, директор Центра развития туризма Украины:
Качество услуг оставляет желать лучшего. Уровень профессионализма персонала далек от европейских стандартов и откровенно не дотягивает даже до того, чего добились в Карпатском регионе. В итоге у туристов не оставалось никакого выбора. Не факт, что эти же туристы приедут через год, даже если экономическая ситуация не улучшится. Скорее всего, какая-то часть из них постарается накопить чуть побольше денег и поехать на курорты Грузии или Болгарии, получив сервис намного более высокого уровня. Если не сделать выводов из сложившейся ситуации и не предпринять срочных мер по улучшению качества услуг как в частных отелях и ресторанах, так и со стороны государственной инфраструктуры, то следующий год может продемонстрировать не приток, а отток туристов из южных регионов.
Насколько адекватным было соотношение цены и качества?
Алексей Евченко:

Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с 2014 годом, когда туристов практически не было и цены существенно опускали, то, конечно, в этом году стоимость услуг стала выше. До противостояния с Россией Одесса больше рассчитывала на российских туристов, и цены традиционно были выше, чем в других регионах. Я бы сказал, что цены на отдых в этом году были более-менее нормальными. Было из чего выбрать, в зависимости от места отдыха: где-то было дороже, где-то -- дешевле. Но если брать в целом, то туристам цены были по карману, а спрос соответствовал предложению. Именно это и продемонстрировала почти 100%-ная заполняемость туристических объектов.
Владимир Царук:
Люди все равно ехали, поскольку все соскучились по морскому отдыху. И даже при повышении цен на 25-30% в сравнении с 2014 годом выбрали отдых в Украине, потому что он гораздо дешевле отдыха в Турции, не говоря уже о Греции, поездка в которую связана со сложностями получения и ожидания визы. Украинские курорты привлекали ценой и доступностью -- можно в любой момент собраться и поехать на отдых. Во время пика сезона (июль, август) отели и пансионаты были полностью загружены. Несмотря на сложную ситуацию в Мариуполе и провальный 2014 год, Бердянск был тоже заполнен отдыхающими. И цены там более оказались доступны по сравнению с Одессой. В 2014 году многие отказались от отдыха и реализовали свои желания уже в этом году. Поэтому были заполнены даже те курорты, которые раньше не пользовались большой популярностью: Арабатская стрелка на Херсонщине, Грибовка в Одесской области.
Какие проблемы мешают развитию морских курортов? Заложены ли в бюджет следующего года средства для того, чтобы изменить существующее положение вещей?
Александр Чорный:

Дороги, аэропорты, логистика -- это проблемы не курортов, не будет же отель ремонтировать 50 км дороги или влиять на ценовую политику МАУ? Здесь вопрос лежит намного глубже: государство 23 года было не заинтересовано в развитии внутреннего туризма, да и сейчас, даже номинально, действенной программы развития отрасли по факту нет. Мое субъективное мнение -- туристическая отрасль может качественно развиваться только при синергии всех факторов: сервис, прозрачная политика в сфере регулирования и налогообложения, государственная поддержка, четкая программа развития отрасли минимум на 10 лет, качественное промо не одного курорта, а Украины как туристического направления и внутри страны, и на зарубежных площадках. И главное, нужно решение военно-политического конфликта. Без этого привлечь иностранные инвестиции почти нереально, а своими силами, к сожалению, справиться еще сложнее.
Алексей Евченко:
Давайте разделять бюджет Украины, бюджет, выделяемый на продвижение туризма, и бюджет, который заложен на новые дорожные покрытия. Министерство инфраструктуры и Укравтодор -- это именно те организации, которые отвечают за наши дороги. Если бы в бюджете было достаточно средств, то дороги бы у нас уже были. Сейчас меняется законодательство, чтобы появилась возможность строить коммерческие, частные дороги. Чтобы частный бизнес смог вкладывать деньги в дороги получать от этого прибыль. Пока не появятся соответствующее законодательство, прозрачные правила работы и деньги в бюджете, которые позволят Министерству инфраструктуры вкладывать их в дорожное покрытие, ничего не изменится. Что касается бюджета, выделяемого на развитие туризма, то на сегодняшний день мы имеем полный ноль. Мы сегодня добиваемся, чтобы государство выделяло средства на промоцию и маркетинг в туризме. Но на самом деле тут должна быть комплексная работа чиновников, государства и частного бизнеса. Развивать одну дестинацию и не развивать окружающее пространство -- это все равно что строить дорогую виллу среди трущоб. Необходимо комплексное развитие туризма как на уровне страны, так и на уровне регионов (городов).
Можно ли как-то изменить ситуацию и принять какие-то срочные меры для подготовки к следующему сезону?
Владимир Царук:

Понятно, что уже сейчас нужно готовиться к следующему сезону и проводить работу над ошибками. Первая задача -- улучшить качество услуг. Люди должны знать, за что они платят деньги. Вторая -- это дороги, потому что, приехав на отдых на собственном автомобиле, турист платит не только за отдых. Вернувшись домой, он еще и вынужден тратить деньги на ремонт автомобиля. Третья задача -- пассажирский транспорт. Несмотря на то что в летний период количество транспорта увеличивается, остается много вопросов к перевозчикам. Автобусы и маршрутные такси, которые далеки от стандартов перевозки пассажиров, остаются пока единственной альтернативой поездам, на которые часто сложно достать билеты. При этом рост цен на железнодорожные билеты вызывает автоматический рост цен на пассажирские автоперевозки. Поэтому в некоторых регионах стоимость транспортных расходов для семьи из 3-4 человек составляет 30% от стоимости всего отдыха. Если в Европе стараются снизить цены на билеты, заманивая туристов на курорты и получая прибыль уже непосредственно на местах, то у нас складывается ситуация, когда дорого добираться на отдых, и турист вынужден выбирать вместо курорта дачу.
Кроме того, нужна совместная работа частного бизнеса и государства в продвижении регионов и курортов: создание интернет-порталов, брендов, разъясняющих различия курортов.
Фазиль Аскеров, директор Центра туризма «Южная Лига» (Одесса):
Увеличить количество принимаемых туристов можно только за счет расширения сезона (1 мая -- 30 сентября) и за счет расширения географии. Для этого нужно с 1 марта запустить рекламную кампанию по всей Украине: «Курорты Одесской области -- старт 1 мая».
За счет активной подготовительной работы можно успеть качественно подготовить персонал к суперэффективной работе в высокий сезон. Для этого необходимо спланировать и организовать яркие, большие, интересные события на этих территориях на май. Расширить географию мы можем только за счет событийного туризма, но четко разделив целевую аудиторию по регионам: клубника в Вилково, крепость в Белгород-Днестровском, детские фестивали в Сергеевке, семейные события в Затоке, молодежные фестивали в Грибовке, рыбалка в Беляевке, раки в Маяках, яхты и парусники в Коминтерново, свадьбы в Ильичевске, день брынзы в Болграде, этно-фестиваль в Рени, винные туры в Шабо и т.д.
Алексей Евченко:
Необходимо организовывать различные мероприятия: культурные, спортивные, деловые. Очень важно постоянно бороться за качество предоставляемого продукта и сервиса, использовать деньги, которые появились за счет увеличения количества туристов, пуская их на развитие материально-технической базы. Например, создавать новые большие отели под международными брендами с игорным бизнесом. Хорошие игорные центры привлекут туристов и инвестиции. На Черноморском форуме мною было сделано предложение: если строится новая гостиница с фондом более 250 номеров, оборудованная своим конгресс-холлом или концертным залом, и собственник хочет открыть в ней казино, то лицензию на игорный бизнес таким инвесторам надо предоставлять бесплатно. Это послужило бы стимулом для привлечения крупных международных инвестиций в экономику Украины и в развитие инфраструктуры регионов.
Какие прогнозы на лето 2016 года? Можно ли ожидать повтора лета-2015?
Александр Чорный:

Если делать прогнозы на 2016 год, скорее всего, такого бума отдыхающих в южном направлении уже не будет. Как уже говорилось, сервис и ценовая политика отельеров вызвали достаточно много критики. Речь идет и о банальном отсутствии туалетов на пляжах, и об откровенно завышенных (иногда в несколько раз) ценах на номер. При всем этом не стоит думать, что украинцы резко начнут копить капитал на заграничный отдых. Наверняка люди будут осваивать новые туристические направления внутри страны или вовсе откажутся от отпуска вне дома до лучших времен.
Алексей Евченко:
Еще в 2014 году, когда я встречался с представителями туристической отрасли Одессы, они сетовали, что нет туристов. В свою очередь я прогнозировал, что в ближайшие 3-4 года экономика Украины в корне не изменится, то есть им стоит ожидать наплыв туристов. В Одессе, Херсонской и Николаевской областях есть выход к морю и лиману. И украинцы будут больше ориентироваться на внутренний туризм, нежели будут отдыхать за рубежом. Очень важно при этом не повторить «крымский синдром». Что это такое? В свое время Крым жил только за счет летнего сезона. Зимний сезон игнорировался из соображений, что если нет 100%-ной заполняемости в другое время года, то нет смысла и стараться. Одессе необходимо работать над тем, чтобы и в переходной осенне-зимний период была такая же хорошая загрузка.
Все это необходимо делать сейчас: не надеяться на 100%-ную заполняемость в следующем году, а создавать для нее условия уже сегодня.
Ирина САВИНА

 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

23 АВГУСТА


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх