Ежемесячное информационное издание
издается с 2004 года
Подписной индекс: 91273
 
 
№9 (141), СЕНТЯБРЬ 2017
WWW.UTG.NET.UA
Сегодня
 
НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА
19.10.2017
С 19 октября 2017 года на позицию директора компании TEZ TOUR в Украине назначен Александр Новиковский.
03.10.2017
Turkish Airlines протягом багатьох років надає своїм пасажирам лише п'ятизірковий сервіс і дана нагорода є підтвердженням відданості авіакомпанії своїй справі та являється стимулом для подальшого посилення лояльності пасажирів до бренду.
03.10.2017
Авиакомпания Lufthansa получила платиновый статус, возглавив рейтинг программы Fast Travel, основанный IATA. Таким образом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) отметила вклад авиакомпании в развитие мобильных сервисов для своих пассажиров.
02.10.2017
В продолжении начала партнерства Эмирейтс и flydubai, 2 октября 2017 года, объявили о том, что Эмирейтс добавит к своей марштрутной сети 29 направлений flydubai на трех континентах.
05.09.2017
Азербайджанская лоукост авиакомпания Buta Airways 5 сентября 2017 года начала выполнять рейс Киев-Баку из Международного аэропорта «Киев».
ЧТО LOW COST ЛЕТЯЩИЙ НАМ ГОТОВИТ Печать
В Украине уже несколько лет активно обсуждается перспектива скорого массового прихода низкобюджетных европейских авиакомпаний и отмены визового режима с Шенгенской зоной. В ожидании дешевых авиабилетов и возможности свободного перемещения по странам Евросоюза представители турбизнеса ни разу не рассматривали эти события с точки зрения перспектив самой отрасли и судьбы ее игроков. А как показывает опыт наших географических соседей, зря.
НЕГАТИВЫ ПОЗИТИВА
Что касается либерализации визового режима, здесь прогноз очевиден: после введения безвизового режима между Украиной и ЕС такой услуги, как помощь в открытии визы (в составе турпакета), в Украине практически не останется. По данным открытых источников, шенгенские визы составляют более 90% всех виз, которые оформляются в Украине с помощью турагентств. В 2014 году, по данным отчета Еврокомиссии, общее количество выданных украинским гражданам шенгенских виз составило 1,36 млн. Не менее трети из них оформлены при посредничестве турагентств. Отмена визового режима одновременно отменит и бизнес со всеми доходами.
С лоукостами ситуация не такая однозначная. В Украине последние 5 лет активно работали несколько бюджетных авиакомпаний, но препятствия в виде визового режима со странами Евросоюза и госрегулирования гражданской авиации сделали их работу достаточно специфической. Самым активным игроком этого рынка была украинская «дочка» Wizz Air Hungary, которая после нескольких лет экспериментов с внутренними рейсами сконцентрировалась на туристических направлениях из Украины (рейсы в Италию, Германию, Испанию, Великобританию и на Кипр). В отличие от соседних рынков -- Прибалтики или Польши, в нашей стране венгерский лоукост столкнулся с тем, что подавляющее большинство украинских граждан не только не имеет шенгенской визы для свободного перемещения в ЕС -- у многих соотечественников нет даже загранпаспорта.
В соседних странах Восточной Европы лоукосты работают уже 10 лет, из которых последние 5 -- активно развивают рейсы на курорты Средиземноморья.
Долгое время бюджетные авиакомпании летали из аэропортов Восточной Европы только по так называемым иммигрантским маршрутам в страны Скандинавии, Германию и Великобританию. Переломной стала весна 2010 года, когда авиакомпания Ryanair в литовском Каунасе, открыв первую базу в Восточной Европе, предложила пассажирам сразу 10 туристических направлений (в том числе Родос, Кос, Аликанте, Мальту, Крит и Кипр). Уже в 2014 году из Литвы летали Ryanair и Wizz Air по 17 направлениям, а из Польши эти два лоукоста предлагали полеты на средиземноморские курорты из 6 аэропортов по 58 направлениям.
Все это существенно изменило рынок организованного туризма, ведь фактически лоукосты являются конкурентами не только регулярных авиакомпаний, но и туроператоров с обслуживающими их чартерными авиаперевозчиками.
Как следствие, многие восточноевропейские туристы отказались от покупки турпакетов у туроператоров и стали самостоятельно приобретать авиабилеты на сайтах лоукост-авиакомпаний и бронировать гостиницы через сайты-агрегаторы (Booking.com, Expedia, Agoda и др.). На некоторых направлениях таких туристов стало в разы больше, чем отправленных туроператорами. Так, в 2014 году на все курорты Испании (включая Майорку и Канарские острова) литовские туроператоры вывезли более 15 тыс. туристов, в то время как только в Барселону лоукост-рейсами самостоятельно отправилось 37,5 тыс. туристов из Литвы, а Ryanair, помимо этого, выполнялись еще полеты в Аликанте и Пальма-де-Майорку.
Фактически, лоукосты забрали у туроператоров так называемого рационального туриста, не желающего переплачивать за услугу и готового самостоятельно разработать свой маршрут, подобрать себе гостиницу, при этом не боясь заблудиться или не найти общий язык с таксистом/портье в чужом городе. Эти клиенты, ранее пользуясь услугами туроператоров, чаще всего выбирали отели средней ценовой категории и не были большими поклонниками турецких и египетских all inclusive.
ПРЕДУПРЕЖДЕН -- ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН
Если посмотреть статистику туристических поездок, к примеру литовских туроператоров, за последние 7 лет, то в целом организованных туристов стало меньше на 43%, при этом поток в Турцию снизился на 42%, а в Египет -- на 70%. Конечно, на все это наложился еще и кризис 2009-2010 годов. Тем не менее за то же самое время поток самостоятельных туристов на рейсах лоукостов вырос до 130 тыс. и фактически даже превзошел «недобор» туроператоров на своих рейсах. Также надо учитывать, что лоукосты частично забрали у туроператоров клиентов не только с курортных направлений, но и с экскурсионных, в частности это Париж, Милан и Рим, благодаря тому, что стоимость билета на международный автобус и самолет практически сравнялась.
На сегодня самыми лояльными туроператорам остались три группы туристов:
•    дорогой турист -- клиент премиальных направлений и отелей, а также сторонник формы обслуживания all inclusive;
•    бюджетный турист -- поклонник акционных покупок «куда-нибудь, главное -- подешевле»;
•    абсолютно не самостоятельный турист, не знающий иностранных языков.
Какой выход для представителей турбизнеса? На каждом рынке существует своя специфика. К примеру, в Литве сложилась олигополия с доминированием всего двух операторов -- Teztour и Novaturas, которые решили избегать ценовых войн, объединили свои усилия (вплоть до совместного заказа чартеров), что позволило им зарабатывать достойную прибыль несмотря на упавшие обороты. В то же время все более мелкие туроператоры разделились на две группы: основная их часть была выдавлена с рынка двумя крупнейшими коллегами и лоукостами, а меньшая часть заняла узкоспециализированную нишу -- автобусные круизы, школьные экскурсии, сафари и т.д.
В Польше, где очень конкурентный рынок -- более 30 крупных туроператоров, на возникшую конкуренцию с лоукостами ответили ценовой войной, которую сумели пережить не все даже очень крупные игроки (Filiz Tour, Orbis Travel, Sky Club). Постоянно происходит ротация и среди турагентств.
Если резюмировать, приход лоукостов на рынок Украины не столько может угрожать бизнесу Международных авиалиний Украины (о чем говорят многие), сколько затронет деятельность и возможность существования туроператоров и турагентств. И к этому желательно готовиться заранее.
Александр ЛАНЕЦКИЙ
Специально для Украинской Туристической Газеты

 
«---   ---»


В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Встречайте следующий номер 

30 ОКТЯБРЯ


 

 

Главная О нас Контакты Мы на Facebook Мы Вконтакте
© ООО «Украинская Туристическая Газета». Все права защищены.
Использование материалов www.utg.net.ua для печатных изданий допускается только с письменного разрешения редакции;
для интернет-изданий разрешается при условии гиперссылки на www.utg.net.ua

Rambler's Top100
вверх